Солнечный луч Ирины Муравьевой (Москва)

Выпуск №6-266/2024, Лица

Солнечный луч Ирины Муравьевой (Москва)

8 февраля исполнилось 75 лет народной артистке России, лауреату Государственной премии СССР и многих театральных и кинематографических премий Ирине Вадимовне Муравьевой. Впрочем, достаточно было бы назвать ее просто - всенародной любимицей, в чем нет ни малейшего преувеличения. Задолго до того, как Ирина Муравьева стала яркой звездой кинематографа, ее талант высоко оценили зрители и театральные критики старшего поколения: еще не закончив обучение в Студии при Центральном детском театре (ныне - РАМТ), она получала роли в спектаклях репертуара, а затем проработала на своей первой сцене семь лет. Здесь Муравьева, мало подходившая под жанровое определение «травести», сыграла роли, которые помнятся многим до сих пор: принцесса Лали в очень популярной в ту пору пьесе грузинского драматурга Г. Нахуцришвили «Чинчрака», Ворона в «Снежной королеве» Евг. Шварца, Виола/Себастьян в шекспировской «Двенадцатой ночи», Любка Шевцова в «Молодой гвардии» по роману А. Фадеева, Галя в «Димке-невидимке» В. Коростылева и М. Львовского. Но, пожалуй, самыми памятными остались Бонка в «Сказке о четырех близнецах» П. Панчева и Шура Тычинкин в «Сомбреро» С. Михалкова.

Муравьева оказалась настолько темпераментной, естественной, органичной, что невозможно было заподозрить «подмену»: перед зрителями возникали мальчишки, а не юная девушка; школьницы, а не недавняя выпускница Студии; сказочные обитатели волшебных лесов... Начинающая актриса выделялась не только раскованностью, которая приобретается опытом, и то - не всеми, а какой-то поражающей органикой. Лукавство и наивность, озорство и серьезность переживаний сливались в непридуманный, живой и точно определенный характер. Причем - непременно пропитанный ласковым солнечным светом. Не обжигающим, а согревающим. Актриса жила в каждом из своих таких разных персонажах, словно «примеряя» их облик и характер на себя, на свою личностную, человеческую сущность, сформированную «железной» дисциплиной и чувством ответственности родительского дома, и, конечно, врожденным артистизмом.

Но наступил, вероятно, в биографии Ирины Муравьевой момент, когда она поняла, что необходимы высшее образование и другие роли, на которых ее природой подаренное и умноженное в Студии мастерство приобретет более отчетливые и глубокие черты. В 1977-м она вступила в труппу прославленного Театра имени Моссовета, став параллельно студенткой ГИТИСа в мастерской опытного педагога Оскара Яковлевича Ремеза. Это была уже иная ступень творчества актрисы, хотя сначала последовали вводы в идущие какое-то время спектакли современной тематики. Если не ошибаюсь, одной из первых ролей была в спектакле «Дом на песке» Рустама Ибрагимбекова, которую высоко оценил и сам драматург, и коллеги. Затем Муравьеву ввели на роль Хельги в спектакле по широко известной пьесе Питера Устинова «На полпути к вершине», далее последовал один из самых, пожалуй, великих спектаклей «Дальше - тишина» В. Дельмар в постановке Анатолия Эфроса с Фаиной Раневской и Ростиславом Пляттом, в котором молодой актрисе довелось сыграть их внучку Роду. Другие ее роли на моссоветовской сцене были разноплановыми, разновозрастными, но, в отличие от Центрального детского театра, они почти все оказались определенного плана: независимые, сильные, самостоятельные, а зачастую и самодостаточные женщины, лишенные каких бы то ни было комплексов. А театральная Москва в полной мере, как представляется, оценила актрису Ирину Муравьеву в роли «инфернальницы» Грушеньки в спектакле, поставленном Павлом Хомским по роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Было бы неправдой сказать, что спектакль в целом произвел на публику сильное впечатление, хотя во многом он, несомненно, удался. Отмечали работы Ростислава Плятта (Федор Павлович), Георгия Тараторкина (Иван Карамазов), Геннадия Бортникова (Смердяков и Чёрт); высоко оценили и Грушеньку Ирины Муравьевой.

Сегодня, с дистанции десятилетий, наверное, особенно ценным представляется то, что актриса не столько сосредоточила внимание на «взрывах», «истериках», непоследовательности своей героини в поступках и словах, сколько выделила в ней моменты предельной искренности, отзывчивости на непоказную теплоту отношений, обостренное неприятие любой фальши или корысти. Сложнейший характер, созданный Достоевским, обладал у Ирины Муравьевой той глубиной, в которой сокрыто многое и разное...

В статье об актрисе критик Светлана Хохрякова справедливо отмечала: «Считается, что по большому-то счету Театр имени Моссовета Муравьеву проглядел. Многое прошло безвозвратно мимо из того, что актриса могла бы сыграть, а не сыграла. Но именно на это пятнадцатилетие ее жизни приходится кинематографический пик с фильмами «Москва слезам не верит», «Карнавал», «Самая обаятельная и привлекательная», обеспечившими ей всенародную любовь и славу, которая неведома теперь даже много снимающимся артистам. Из Театра имени Моссовета в расцвете своей популярности актриса все-таки ушла».

Это произошло в 1993 году. Приход Ирины Муравьевой в Малый театр стал своего рода восхождением к высотам классики: Раневская в «Вишневом саде» А.П. Чехова, Купавина в «Волках и овцах», Гурмыжская в «Лесе» А.Н. Островского и далее, как принято говорить, «по списку».

Казалось бы, Ирина Муравьева по своим работам в кинематографе - абсолютно современная женщина, но в театральном репертуаре она словно перерождается: естественность манер, поведения, характера «из прошлого» неуловимо приобретают вполне современные черты, невольно вызывая в памяти слова чеховского барона Тузенбаха: «После нас будут летать на воздушных шарах, изменятся пиджаки, откроют, быть может, шестое чувство и разовьют его, но жизнь останется все та же, жизнь трудная, полная тайн и счастливая. И через тысячу лет человек будет так же вздыхать: «ах, тяжко жить!» - и вместе с тем точно так же, как теперь, он будет бояться и не хотеть смерти». Непостижимым образом обладает актриса счастливым даром - связывать воедино «нити времен» в характерах и судьбах своих героинь!..

Роль Раневской была вводной в давно поставленный Игорем Ильинским спектакль. Не раз менялся состав участников, но Ирина Муравьева отличалась от других исполнительниц именно современностью своей героини. Классическая одежда, классический текст не разделяли, а соединяли времена, заставляя зрителей в очаровательной непоследовательности суждений и поступков, легкомысленности, смене настроений, в экзальтированной встрече с домом и садом, а затем в острой, но тщательно приглушенной боли расставания с родными местами уже навсегда - становились знаком и нашей жизни...

В том же 1994 году Ирина Муравьева сыграла роль прямо противоположную Раневской - молодую вдову Купавину в «Волках и овцах». Зная пьесу, видя за прожитые годы немало ее сценических воплощений, могу уверенно сказать, что в спектакле Малого театра это была совершенно непривычная Купавина. Трогательная, беззащитная, непрактичная - игра или сущность? А, может, своя игра? По брошенным порой на Мурзавецкую, на тетушку, на Аполлона взглядам исподтишка, по каким-то неожиданным жестам, по общению с Глафирой и Беркутовым внезапно начинало казаться, что не такая уж она и «овечка». Кожей чувствует фальшь, откровенный обман, но не дано умения, не достает хитрости раскрыть его, нужны помощь, поддержка более сильных. И при всей этой «смеси» - просто ангел небесный!.. Поражало, насколько точно чувствует актриса драматургию Островского: нюансы, многоплановость, различия, юмор, гротеск, иронию и при этом - непреходящую современность, жизненность каждого персонажа.

Любопытный факт: с 1994 по 2002 год в репертуаре Ирины Муравьевой чередовались героини А.Н. Островского и А.П. Чехова. После Раневской - Купавина, затем Аркадина - Гурмыжская, потом Мамаева. Это было поистине золотое восьмилетие не только для актрисы, но и для всё более возраставшего количества поклонников, которые наслаждались то лиричностью, то гротеском, то острой характерностью, то юмором. Неизменными оставались две черты, в которых воедино сливалось человеческое и профессиональное: солнечность позитивной натуры и безграничность актерской фантазии. Именно это делало каждую героиню Ирины Муравьевой и живой, и современной, а потому столь необходимой зрителям разных поколений. Каждую роль классического репертуара она словно обогащала чертами собственной личности и опытом творческого, нужного, а не вынужденного общения с классикой. Потому и получалась каждая из них неожиданной.

И поистине ошеломляющей стала роль Матрены в толстовской «Власти тьмы». Когда-то один из самых знаменитых спектаклей Бориса Равенских в Малом театре был известен зрителям едва ли не всего Советского Союза. Юрий Соломин поставил его в 2007 году. Муравьева предстала совершенно неузнаваемой: это была женщина, по сути, страшная, но в ней просвечивали жестокие, бесчеловечные черты, присущие «слабому полу» и ныне... А еще были Филумена Мартурано, Э. де Филиппо, Бабушка в спектакле «Восемь любящих женщин» Р. Тома, Фёкла Ивановна в «Женитьбе» Н.В. Гоголя, Долли Леви в спектакле «Всегда зовите Долли» С. Плотова и В. Иванова, Коробочка из «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя...

О киноролях Ирины Муравьевой, таких любимых всеми, как Сюзанна в «Чисто английском убийстве», Людмила в «Москва слезам не верит», Нина в «Карнавале», Надя в «Самой обаятельной и привлекательной», Марина в «Охоте на лис», Галина в «Артистке из Грибова» и других написано в разные годы очень и очень много - восторженно и справедливо. В юбилейный день любимой актрисы телевидение показало не только прославленные фильмы с ее участием, но и некоторые забытые или пропущенные. И это стало достойным поздравлением скромной, замечательной и очень яркой представительнице публичной профессии, которой не надо напоминать о себе участием в скандальных интервью и не менее скандальных телевизионных передачах. Ирина Вадимовна не любит ходить на разного рода церемонии и «тусовки», рассказывать о себе в «задушевных беседах» для широкой публики. В отличие от многих своих коллег Ирина Муравьева - светлый, поистине солнечный человек, одаривающий окружающих своими лучами.

А значит - настоящая Звезда, о которой написал когда-то Иннокентий Анненский:

«... Не потому, что от нее светло,

А потому что с ней не надо света».

 

Фото предоставлены Театром имени Моссовета и Малым театром


Фотогалерея