Празднуем жизнь / Херсонский областной русский академический музыкально-драматический театр

Выпуск №6-266/2024, Гости Москвы

Празднуем жизнь / Херсонский областной русский академический музыкально-драматический театр

В феврале артисты Херсонского областного русского академического музыкально-драматического театра сыграли на сцене Центрального Дома актера имени А.А. Яблочкиной комедию-водевиль А. Цагарели «Ханума» (либретто и стихи В. Константинова и Б. Рацера, музыка Г. Канчели). Это был второй премьерный показ, а первый состоялся накануне в Новомосковском филиале Тульского академического театра драмы. Знакомую и любимую несколькими поколениями пьесу с богатой сценической историей поставил артист и режиссер Малого театра Сергей Потапов. Искрящаяся радостью, жизнеутверждающая «Ханума» стала не только отправной точкой для недавно созданного коллектива, но и хорошим знаком в его творческой судьбе.


Свой путь

Театральная летопись Херсона, как и многих других крупных городов, начинается с первой половины XIX века, с деятельности любительской труппы. В 1846 году здесь побывал М.С. Щепкин, принял участие в одной из постановок, а после оставил лестные отзывы о херсонских артистах и доброжелательной публике. Датой основания профессионального драматического театра, который позднее стал именоваться областным музыкально-драматическим, считают 1936 год. В 1990-м ему присвоили имя Николая Кулиша, а в 2005-м статус академического.

Сложившаяся сегодня военно-политическая ситуация потребовала от херсонцев сделать свой выбор. Когда в августе прошлого года встал острый вопрос о том, как жить и работать дальше, часть труппы приняла важное для себя решение войти в российское театральное пространство. С этого момента они - Херсонский областной русский академический музыкально-драматический театр. Возглавил его Валерий Андреевич Шелудько, проработавший здесь более 40 лет и последние 20 лет заведовавший художественно-постановочной частью. Он объединил единомышленников, дал им возможность не потерять профессию и жить дальше. Теперь директором и художественным руководителем стала Ружена Рублёва - народная артистка Украины, певица. Ружена Анатольевна говорит, что в тот момент самым важным было сохранить людей, которые не отступили от своих идеалов и принципов.

Сегодня в труппе 32 человека, из них творческий состав 16 человек. Из прежнего репертуара новый театр взял с собой только один спектакль - «Мир песен Эдит Пиаф», созданный в 2007 году Любовью Калюжной (автор инсценировки и режиссер) специально для Ружены Рублёвой, исполнительницы главной роли. На протяжении многих лет его с успехом играли во многих городах и странах, в том числе и во Франции. Сегодня он не менее актуален, что, по словам Ружены Анатольевны, связано с главным посылом - добро и любовь. Только это может спасти мир.

Всего за несколько месяцев у Херсонского областного русского музыкально-драматического театра сформировался репертуар. Помимо концертных программ, с которыми артисты выступают перед жителями области, есть сказка «Доброе дело», написанная и поставленная актером Александром Ивановым. Специально к новогодним праздникам создали спектакль «Морозко». Артисты рассказывают, что после каждого выступления к ним подходили зрители, благодарили за то, что на короткое время смогли забыть о тяготах настоящего, вспомнить о мирной жизни.

Значимым для театра стал музыкальный спектакль «Сквозь времена», посвященный истории города-крепости Херсон, возникновению Херсонской области и охватывающий значительный исторический период - от времени правления Екатерины II до сегодняшнего дня. Сценарий написала заведующая литературной частью театра Анастасия Кондратова, режиссером выступила Ружена Рублёва. В декабре прошлого года его показали в Москве на ВДНХ в рамках Международной выставки-форума «Россия». Теперь в афише появилась «Ханума». Ружена Анатольевна Рублёва называет этот спектакль «первым дыханием» Херсонского областного русского академического театра: он поставлен профессиональным режиссером, впервые именно для них создавались декорации и костюмы.

В том, что в какой-то момент пересеклись судьбы Херсонского областного русского музыкально-драматического и Сергея Потапова, есть своя закономерность. Ведущий актер Малого театра, в последние годы успешно пробующий себя еще и в режиссуре, не единожды бывал на Донбассе в составе агитбригад, выступал не только в госпиталях, но и перед бойцами на линии фронта. Ему предложили поставить для херсонской труппы спектакль, и после знакомства с артистами - самобытными, жизнелюбивыми, обладающими внутренней музыкальностью - возникла идея комедии-водевиля А. Цагарели. Учитывая малый актерский состав, задача оказалась трудной, но выполнимой. Сергей Потапов задействовал в «Хануме» буквально все творческие силы, включая заместителя директора, завпоста, заведующего реквизиторским цехом, балетмейстера, артистов балета, сумел вдохнуть в них веру в себя, творческий азарт. И если не знать этих внутренних подробностей, даже в голову не придет, что в многолюдном спектакле, сыгранном точно и выразительно, всего три профессиональных артиста. И в этом, безусловно, проявилось не только мастерство Потапова-режиссера, но и театрального педагога.

Поскольку херсонская труппа пока осталась без своего здания, а временным пристанищем для них определен Дом культуры в Скадовске, репетировали на разных площадках, в чем посодействовало Федеральное государственное учреждение культуры «Росконцерт». Над первым актом работали в сентябре в Ярославле, получив поддержку областного министерства культуры и Российского государственного академического театра драмы имени Ф. Волкова, затем продолжили репетиции в Москве. Постановка «Ханумы» стала возможной благодаря поддержке Министерства культуры РФ, Президентского фонда культурных инициатив, Центрального Дома актера имени А.А. Яблочкиной. Так рождалась премьера, а по сути, - новый российский театр.


Вечный Авлабар

«Ханума», без сомнения, история на все времена. Колоритные персонажи, тонкий юмор, искрометные диалоги и замечательные мелодии, которые легко можно напеть. Артисты Херсонского русского музыкально-драматического театра вошли в этот сюжет как в бурную реку, примерили на себя характеры героев, наделили своими особыми чертами.

При всем минимализме сценографического решения, автор которого также Сергей Потапов, сцену заполняет энергия самобытных работ Пиросмани с их открытыми красками и жаждой жизни. Главное цветовое пятно - небольшой задник, напоминающий и незатейливую декорацию площадного театра, и перекидной календарь, который «перелистывают» по мере развития действия. Работая над эскизами костюмов, художник Екатерина Груздева использовала технику акварельной живописи, отчего создается впечатление, что герои водевиля сошли с экспрессивных полотен, где размышляют о жизни, пируют, произносят заздравные тосты и радуются каждому дню. В общей картине важны выверенная световая партитура художника Алексея Михеева, хореографический рисунок балетмейстера Ирины Буренко.

«Бесконечный и беспечный, шумный вечно Авлабар» в спектакле притягателен атмосферой любви к родной земле, острогротесковыми характерами, доброй иронией. Это в многоголосой, пластически выразительной сцене базара, переполненного дарами благодатной южной природы; в неспешной беседе мужчин в бане, напоминающей собрание тайного общества, где решают глобальные проблемы; в нешуточных баталиях двух прекрасных свах за сферы влияния.

Здесь всё, как на ладони - бесхитростные уловки, поиски счастья, легко разрешаемые конфликты. Текле Виктории Малыги грустит о растраченном состоянии, но к своему бесшабашному брату относится с теплотой и заботой. А ведь и правда, в князе Пантиашвили столько обаяния, что всерьез злиться на него просто невозможно. Герой Валерия Шелудько живет одним днем, грезит о Петербурге, но вряд ли когда-нибудь променяет свой Авлабар на «город чопорный, унылый». И даже стремление жениться ради денег не выдает в нем алчности, а напоминает, скорее, поступок заигравшегося ребенка. И богатый купец Микич Андрея Волосковца, добившийся такого положения только благодаря упорному труду, тоже подкупает бесхитростностью. Приобрести княжеский герб для него все равно, что получить заветную игрушку. Внешне они антиподы - тщедушный Вано Пантиашвили с изящными манерами и завидной выдержкой и высоченный Микич, воспламеняющийся от негодования подобно спичке, но на самом деле в их натурах немало общего.

Объемными, живыми характерами, где есть место и легкой грусти о прошлом, и философскому отношению к сегодняшнему дню, наделили своих персонажей Яна Петрив, сыгравшая старуху Ануш, и Виктор Овсиенко, исполнивший роль княжеского слуги Тимоте. Коварная Кабато Ирины Буренко врывается в действие подобно комете, идет напролом, но ее так легко обвести вокруг пальца. Любовную линию юной Соны и ее учителя Котэ Екатерина Нагребельная и Александр Иванов прочерчивают тонкими штрихами. В сценах их объяснения, которые происходят под неусыпным оком Ануш, столько нежности, чистоты и бесконечной веры в счастливое будущее, что не возникает сомнений в ином исходе. И внезапно вспыхнувшая любовь Акопа и Ханумы воспринимается как подарок небес для тех, кто давно оставил надежду обрести родную душу. Героиня Ружены Рублёвой - яркая, обаятельная, наделенная умом, интуицией, и, что особенно важно, чувством долга, стремится устроить счастье других, но почему-то забывает о своем собственном. Случайная встреча с Акопом, в образ которого Евгений Гамаюнов вложил и трогательную наивность, и твердость духа истинного мужчины, становится судьбоносной. А значит, сыграют еще одну свадьбу, и в истории согретого солнцем Авлабара, как и в истории Херсонского русского музыкально-драматического театра, появится новая страница.

В Москве «Хануму» сыграли дважды при аншлагах, а в апреле этим спектаклем откроют XVIII Фестиваль театров Ульяновской области «Лицедей». Уже намечены гастроли по городам Крыма, обсуждаются планы новых постановок, и главное, что движет херсонской труппой, - желание жить и работать.

 

Фото автора

Фотогалерея