Ночь с Эйнштейном / "Альмар" в Санкт-Петербургском "Пятом театре"

Выпуск №6-266/2024, Взгляд

Ночь с Эйнштейном / "Альмар" в Санкт-Петербургском "Пятом театре"

С Петербургом у драматурга Александра Гельмана давние и тесные отношения. С 1964 года он работал в Киришах на строительстве нефтеперерабатывающего завода, который теперь нам известен как КИНЕФ. С 1966 по 1970 год был корреспондентом ленинградских газет «Смена» и «Строительный рабочий». На «Ленфильме» снимались лучшие картины по его сценариям, театры ставили все его главные пьесы.

Помню, как Г.А. Товстоногов и О.Н. Ефремов буквально наперегонки выпускали «Протокол одного заседания» (он же «Заседание парткома», в кино - «Премия»), а критики наперебой их сравнивали - остроактуальные, с блестящим актерским составом. «Зинуля», «Наедине со всеми», «Мы, нижеподписавшиеся» - постановки неизменно радовали зрителей и раздражали начальство. Герои пьес, даже оставаясь с глазу на глаз, в постели, не переставали горячо обсуждать важнейшие политэкономические и социальные вопросы. Со дня премьер «Скамейки» в МДТНиколаем Лавровым и Верой Быковой) и во МХАТе (с Татьяной Дорониной и Олегом Табаковым) прошло сорок лет, а она остается хитом, идет по всему свету. Уж больно хороши роли, да и персонажей всего двое, так что для любого театра это просто клад.

Насколько мне известно, автору понравилась «Скамейка», поставленная Львом Стукаловым, художественным руководителем питерского «Нашего театра». Спектаклю уже пятнадцать лет, актерский состав не раз менялся, но снимать с репертуара ее никто не спешит, ибо актуальность отношений мужчины и женщины еще не иссякла. Благодаря симпатии, возникшей между режиссером и драматургом, свою последнюю пьесу - «Альмар» - Гельман тоже передал «Нашему театру».

Тем, кто не помнит имя режиссера, напомню, что после окончания ЛГИТМиКа (курс Г.А. Товстоногова) он работал в Красноярске, возглавлял Омский академический театр драмы, ставил спектакли в Ленинградском театре комедии. Руководил актерским курсом в институте на Моховой и на его базе создал «Наш театр». За два десятилетия театр обзавелся неповторимым репертуаром, однако помещение получил далеко не сразу, да и оно не было пределом мечтаний. Тесный полуподвал на проспекте Добролюбова, предоставленный «Петербург-концертом», диктовал свои условия. Камерные спектакли здесь можно играть для камерной аудитории. Лишь недавно возникла возможность изредка выходить на более удобную сцену - в зале бывшего знаменитого «Кривого зеркала». Здесь теперь и идут оба спектакля по пьесам Александра Гельмана.

В пьесе «Альмар» автор, что называется, в своем репертуаре. Действующих лиц двое. Но на сей раз это не российские обыватели, а люди весьма известные - Альберт Эйнштейн и Маргарита Коненкова. Великий ученый и его любимая женщина, жена и модель скульптора Коненкова и по совместительству советская Мата Хари. Их общим именем - Альмар - и названа пьеса. Ее отчасти можно признать документальной. Место действия дом Эйнштейна в Принстоне. Время действия август 1945 года, две недели спустя после американской бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Герои пытаются решить не только личные, но и мировые проблемы. Присущая Гельману острая публицистичность сохранилась, но сменила вектор и масштаб.

Мар приехала на одну ночь, чтобы проститься навсегда. Удержит ли ее Аль, предлагая хоть русским шпионом стать? В трактовке Льва Стукалова - художественного руководителя «Нашего театра» и исполнителя главной роли - это почти трагедия. И на протяжении спектакля герой раздираем двумя чувствами - трагической виной перед человечеством и ускользающей последней любовью. «Внутри нашей с тобой истории, - говорит Эйнштейн своей любовнице, - лежит Бомба... все это время мы спали не вдвоем, а втроем. Мы занимались любовью, а между нами лежало это чудовище, которое я призвал в наш мир».

Мар в исполнении Марианны Семеновой поначалу типичная соблазнительная блондинка. Кто заподозрит в элегантной красавице ум, расчетливость и проницательность? Но в ее поведении - масса подтекстов. Она кокетлива, обольстительна, чуть ли не беспечна. Однако тени то и дело набегают на ее ясное чело. Действительно ли она страшится скорого возвращения в СССР или это только игра, попытка втянуть Эйнштейна в союз с Союзом? На кон поставлены ее собственная судьба и судьбы человечества. Редкий зритель в курсе событий, все полны сочувствия и вовсе не желают, чтобы Маргарита окончила свои дни в ГУЛАГе. А те, кто помнит, что после возвращения в Москву она проживет еще долго и если не счастливо, то благополучно, тоже переживают. Классический конфликт между чувством и долгом задевает самые тонкие душевные струны.

Мар выкатывает на сцену фурку с гипсовым бюстом Эйнштейна - чтобы все видели, какой тяжкий воз вынуждена тянуть. Пуды связей с русской монументальной скульптурой, с советскими спецслужбами, с бомондом Москвы и Нью-Йорка и с Эйнштейном. Чтобы он не вздумал звонить ее работодателям, она стреноживает его в прямом и переносном смысле, связывая телефонным шнуром. Но постепенно вериги истончаются, и под натиском любви и тоски блондинка становится одинокой русской женщиной.

Марианна Семенова со студенческой скамьи - верная ученица Льва Стукалова. Как прима «Нашего театра» она сыграла чуть не все главные роли - от Кайсы и Коровы в «Липериаде» до Медеи, Панночки, Элизы Дулиттл и героини «Скамейки». Жанровых рамок для нее, похоже, не существует. Что ей очень пригодилось в «Альмаре». Тем более в дуэте с учителем, ставшим для актрисы Пигмалионом.

Лев Стукалов сыграл в спектакле по необходимости. Его актеры (кто занят в другом театре, кто в кино снимается) не смогли соответствовать, и режиссер поневоле не без трепета вышел на подмостки. Гул (сердечный, прежде всего) затих, и он с головой погрузился в эту историю, буквально сросся с персонажем. Вслед за драматургом, он наделяет его чертами своего характера, делится своими сомнениями. Аль в его исполнении переживает не только драму человека, терзаемого муками совести. Он гений, он шепчется с Богом, но отчего же так одинок и несчастен? Его знают все, но никто понятия не имеет, что же он такое изобрел. Даже Мар за десять лет спотыкается, говоря об открытиях нобелевского лауреата. Она пишет мелом на черной школьной доске заученную формулу и делает ошибку: квадратную степень изображает не двойкой, а квадратиком. Нарочно, чтобы умилить невежеством? Или чтобы снова напомнить об истоках атомной бомбы?.. Ее муж, «русский Роден» мистер Коненков, лепит бюст великого ученого, но тот себя в нем не признает. Эйнштейн знаменит благодаря папарацци, запечатлевшим его лохматым клоуном, что показывает миру язык. Растиражированная маска почти приросла к лицу. Увы, ни гениальность, ни слава счастливым его не делают. Удержать Маргариту он пытается и силой, и хитростью, но «поцелуй в диафрагму» случается лишь под конец. Пара запутывается в прозрачном газовом покрывале, похожем и на фату, о которой Мар мечтала, и на белый шарф Айседоры Дункан с ее трагическим финалом...

Одна ночь из жизни двух людей, если внимательно к ним присмотреться, способна отразить эпоху. Один из поклонников Маргариты Коненковой, поэт Владимир Маяковский, назвал театр увеличивающим стеклом, а значит, он позволяет лучше разглядеть как прошлое, так и настоящее...

В день, когда в Москве отмечали 90-летие Александра Гельмана, Марианна Семенова и Лев Стукалов с блеском сыграли «Альмар» на сцене столичного Театрального центра «На Страстном», доказав, что драматург по-прежнему молод и слышит время столь же остро, как полвека назад. Месяц спустя он, к сожалению (может быть, как раз потому, что возраста своего не чувствует), пострадал в ДТП. Но сейчас, как известно, идет на поправку, иронизируя над собой и случившимся.

 

Театры по-прежнему ждут его пьес, так что, надеемся, травма творчеству не помеха.

Фотогалерея