От главного мальчишки к главной бабушке / Валентина Сперантова (Москва)
Выпуск №6-266/2024, Вспоминая
К 120-летию со дня рождения Валентины Александровны Сперантовой
Эта актриса вошла в жизнь многих из моего поколения голосом - по радио, по мультфильмам, которые сегодня показывают по телевидению достаточно редко: у детей давно уже сменились герои, наши кажутся им скучными и по темам, и по сюжетам, и по технике. А кто-то из моих сверстников, не сомневаюсь, находя в программе мультфильмы нашего детства, пересматривает их, как и я, и словно возвращается в те очень далекие времена, когда слышит неповторимый, звонкий по-детски и богатый по разнообразию интонаций голос. Неизменно передающий все оттенки настроений, состояние своего персонажа, будь то мальчишка, девчонка или сказочное существо, обладающее человеческими чувствами и человеческим голосом. Иванушка из «Конька-Горбунка», Мальчиш-Кибальчиш, добрый мальчик из «Золотой антилопы», Нильс в «Заколдованном мальчике», задорный пионер-рассказчик из «Дяди Степы - милиционера», самые разнообразные персонажи мультфильмов «Полет на Луну», «Палка-выручалка», «Петя и Красная Шапочка», «Тайна далекого острова», «День рождения», «Приключения Запятой и Точки», «Орленок»....
Замечательной, неповторимой Валентине Александровне Сперантовой 24 февраля исполнилось 120 лет. И хотя уже почти полвека ее нет, многие зрители, никогда не видевшие актрису на сцене, узнали и полюбили Сперантову по немногочисленным, почти всегда второстепенным, но ярким ролям в кинематографе и на телевидении. А значит - эта актриса остается для многих не только детством, отрочеством и юностью, но и спутником в сегодняшней жизни.
В
отличие от многих выдающихся травести
своего времени, Валентина Сперантова
преодолела границы амплуа, превратившись
из «главного мальчишки СССР», как ее
называли, в одну из «вечных бабушек» по
собственному желанию, хотя сохранилось
предание, что после одного из спектаклей
«Приключения
Чиполлино»,
сыграв главного героя в Центральном
детском театре
в 40
лет, она услышала от кого-то, что одному
из зрителей больше всех понравился
«этот старенький мальчик». Было это или
нет - достоверно неизвестно, но по
реакции зрителей и критики, прохладно
отнесшихся к спектаклю, а более всего,
по собственному строгому отношению к
профессии, поняла: больше играть мальчишек
и девчонок она не может.
...
Для следующих поколений актрис подобного
амплуа этот переход стал явлением
естественным и плодотворным, вспомнить
хотя бы замечательных «мальчишек»
ленинградского
ТЮЗа
Ирину
Соколову
и Ольгу
Волкову,
актрис ЦДТ (ныне - РАМТа),
изумительную актрису МТЮЗа
Лидию Князеву,
сыгравшую всего две возрастные роли -
Аманду в «Стеклянном
зверинце»
и Федосью в «Последних».
Но Валентина Сперантова была, если не
ошибаюсь, первой, проложив дорогу идущим
ей вслед...
Образы
детей отличались в ее исполнении от
многих, благодаря выработанной актрисой
методике. В одном из интервью Валентина
Александровна говорила: «Мне
досадно, когда я наблюдаю, что актрисы
лихорадочно хватаются за внешнюю
характерность ребенка, за ухватки, за
ужимки. Я вижу, как напрягаются эти
травести, как стараются сделать угловатыми
жесты и говорят петушиными голосами.
Мне почему-то их немного жаль, а то, что
они делают, кажется лишним, во всяком
случае, второстепенным. Надо понять
психологию ребенка (она у него есть,
даже если ему семь лет), и правда скорее
придет на сцену, чем от найденных забавных
жестов и походки».
Чего стоил Сперантовой переход на «взрослые» роли - сложно даже задуматься. Но она перешла не просто на взрослые, а на возрастные, как может показаться со стороны, легко и естественно, хотя поначалу и зрителям было непросто воспринять вчерашнего мальчика в новом, неузнаваемом облике. Валентина Александровна попробовала себя и в режиссуре, поставив вместе с Анной Некрасовой «Сомбреро» С. Михалкова с блистательной Маргаритой Куприяновой, травести уже следующего поколения, в роли Шуры Тычинкина. Но, скорее всего, это не слишком увлекло опытную актрису, тем более что работала она вместе с режиссером по призванию и по профессии. На помощь пришла Мария Осиповна Кнебель, ставившая поначалу спектакли в то время в ЦДТ, а затем возглавившая его, предложила Валентине Сперантовой роль княгини Тугоуховской в «Горе от ума» А.С. Грибоедова, а затем Коробочки в инсценировке «Мертвых душ» Н.В. Гоголя.
Мария Осиповна высоко ценила профессиональные и личностные черты актрисы, говоря о ней: «Я была далека от детского театра, но имя Сперантовой было широко известно. Она была одной из популярнейших травести. Играла с одинаковым успехом мальчиков и девочек, умела перевоплощаться, умела подчинять голос, пластику, характер общения зерну авторского образа. Созданные ею роли казались мальчиками и девочками, которых мы знали, видели в жизни». В том, как работала Сперантова, Кнебель восхищало врожденное чувство правды. «Что бы и кого она не играла - ребенка ли, старуху ли, драматическую или комедийную роль - душевные запасы на все были наготове. Казалось, дотронешься до ее души, и сразу что-то откликнется живой, правдивой неожиданностью».
Племянница Сперантовой, актриса «Современника» Елена Миллиоти в интервью Татьяне Булкиной рассказывала: «Когда я училась в Школе-студии МХАТ, мы решили поехать на целину с концертами для целинников, и нас попросили сделать номер для детей. Мы с Аллой Покровской решили взять отрывок из «Сына полка» Катаева, который часто тетя Валя и тетя Люся Чернышева играли в концертах. Мы выучили текст и пошли к Сперантовой домой, попросили помочь нам. Она тогда уже не играла мальчиков. Помню, как после разбора она вдруг подскочила с кресла, присела, оглянулась и как свистнет, засунув два пальца в рот. И опять присела. Это было так здорово! Только что сидела в кресле - умная, спокойная - и раз! - на несколько мгновений стала Ваней Солнцевым. «Главное - веселые крепкие ноги, ну и, конечно, что у тебя внутри», - так она советовала играть Ваню Солнцева. Я этот совет всегда помнила, когда играла в театре своих мальчиков и девочек... У нас были с ней встречи у радиомикрофона. Она очень удивилась, когда увидела меня на радио. Там была уже своя компания людей, умеющих работать перед микрофоном. И здесь я прошла большую школу: научилась мгновенно собираться и включаться в любую сцену, в любое настроение и состояние. Всем этим тетя Валя владела в совершенстве. Она могла в перерыве хохотать над какой-нибудь историей, которую рассказали коллеги, а через минуту, у микрофона, играть серьезную драматическую сцену так, что комок стоял в горле».
А о Коробочке Елена Миллиоти тоже вспоминала: они с младшей дочерью Сперантовой, Наташей, в детстве были очень рады, когда Валентина Александровна брала их в театр: «Тетя Валя не очень любила, чтобы мы были в ее гримуборной и с радостью отпускала нас «погулять». И я никогда не видела, как она перевоплощалась, как ей надевали парик, как ее гримировали. Вот была тетя Валя, и вот она - мальчик, или чья-то мама, но уже чужая, разговаривает отчужденно. Только один раз подмигнула она нам, разрезала яблоко, засунула две половинки за щеки - и стала гоголевской Коробочкой».
Даже по фотографиям Валентины Сперантовой в этой роли можно угадать созданный ею образ «дубинноголовой», но и себе на уме помещицей, пытающейся не упустить свою выгоду в хитром замысле Чичикова. А если вообразить, как звучал в этой роли ее голос!.. Были и другие «взрослые» роли - миссис Корни в «Оливере Твисте» по Ч. Диккенсу, Миссис Гарпер в «Томе Сойере» по Марку Твену...
Мне посчастливилось видеть Валентину Александровну Сперантову не только на киноэкране, как и многим, но и на сцене, где каждый раз она представала разной, точно определяя характер персонажа, вживаясь в него, что называется, всей полнотой своего воображения и опыта. Как происходило это всякий раз в популярнейшей многие десятилетия телевизионной передаче «Спокойной ночи, малыши», когда на экране появлялась ее бабушка Татьянушка.
И сценические образы актрисы были несхожи между собой, практически, ни в чем: можно ли сравнить Марию Александровну Ульянову из «Семьи» И. Попова со Старухой из «Сказок» А.С. Пушкина? Или Волшебницу из «Цветика-семицветика» В. Катаева и Фёклу Ивановну в «Женитьбе» Н.В. Гоголя? Или старую учительницу Марию Андреевну в «Традиционном сборе» В. Розова и Бабушку из «Девочки и апрель» Т. Ян? Или Бабушку в «Снежной королеве» Евг. Шварца и Бабушку из «Звоните и приезжайте» А. Алексина?..
Поистине - бессчетное количество пожилых и старых, реальных или вымышленных женщин, сказочных и современных, незабываемо воплотила эта удивительная актриса!
Знаю многих, кто по сей день с удовольствием пересматривает «Шумный день», «Два билета на дневной сеанс», где Сперантова блистательно сыграла двух разных матерей, схожих лишь в своей глубокой привязанности к сыновьям и тревоге за них, выбравших не тот путь в жизни, по которому прошла она, сохранив чувство собственного достоинства и не изменяя своей совести. Кстати, роль Клавдии Васильевны Валентина Александровна сыграла в конце 50-х в спектакле «В поисках радости» В. Розова, пьесе, по которой поставлен фильм «Шумный день», спустя три года после премьеры ЦДТ. А еще - искренне влюбляются в тетю Дусю из фильма «Такая короткая долгая жизнь» и уборщицу тетю Глашу из «Большой перемены», лукавую, обладающую чувством юмора, порой ворчливую, но непостижимым образом сохранившую в себе что-то озорное, подростковое...
Валентина
Александровна, кроме постоянной занятости
на радио, в кинематографе, на сцене,
успевала еще и преподавать в Театральном
училище
им. М.С. Щепкина,
щедро делясь со своими учениками, многие
из которых благодарно вспоминают ее и
сегодня, своим опытом и мастерством.
Замечательно написал диктор радио Борис
Ляшенко
об одной, очень важной сфере творческой
деятельности Сперантовой: «Кто-то
сказал, что голос - это второе лицо.
Радио наверняка знало об этом и ухватилось
за эту мысль, а потом неуклонно держалось
этой путеводной нити в лучших образцах
своего творчества. Именно поэтому в
эфире появлялись бесчисленные,
ошеломляющие своим разнообразием и
предельной достоверностью герои
величайшей радиоактрисы Валентины
Сперантовой». И, к счастью, они
сохранились в Золотом фонде...
Народная артистка СССР, удостоенная высоких наград за деятельность в театральном искусстве и искусстве кино, Валентина Александровна Сперантова прожила всего 73 года, хотя казалась старше своих лет. Но память об этой актрисе жива не только для тех, для кого именно с ней прошли годы детства, отрочества, юности и даже старения. Ее знают и полюбили и те, кто родился намного позже, но продолжает и сегодня, благодаря телевидению, наслаждаться уникальным творчеством «главного мальчишки СССР», прошедшего полный радости и страданий путь матери и едва ли не «главной бабушки» нашей страны...