МАХАЧКАЛА. «Где твой кинжал? Вот грудь моя».

Выпуск №7-267/2024, В России

МАХАЧКАЛА. «Где твой кинжал? Вот грудь моя».

И белел в тумане посох странный...

- Не было у Дон-Жуана - Донны Анны!

Марина Цветаева


Думаю, что Марина Цветаева, как ни один литературовед, точнее всего поняла трагедию Дон Жуана, искавшего всю жизнь свою Дону Анну. Об этом и спектакль Дагестанского русского драматического театра им. М. Горького «Каменный гость, или Любовь одна...» А.С. Пушкина по одной из пьес цикла «Маленькие трагедии» в постановке Пати Махачевой. Она же является и автором инсценировки. Зрителям, прекрасно знающим творчество Пушкина, несложно будет узнать в спектакле и его стихи, и эпиграммы, и фрагменты из неоконченной пьесы «Сцены рыцарских времен».

Именно эти литературные вставки утверждают, что Дон Гуан, переродившись после встречи с Доной Анной и понявший, что такое настоящая любовь, гибнет за прошлые свои грехи. На сцене представлена вся трагедия, вся мощная действенность «Каменного гостя». Правда чувствований соединилась с динамикой грозных событий. Когда совершался поединок Дон Гуана (Артур Джахбаров) с Доном Карлосом (Антон Артемов), а Лаура (Диана Джахбарова) в это время не знала, куда выкинуть труп Дона Карлоса, когда после соприкосновения с рукой статуи Командора падал мертвый Дон Гуан - завершалась развязка трагедии.

Мрачные, грозные и в то же время ажурные декорации и костюмы художника-постановщика и художника по костюмам Магомеда Моллакаева, прекрасная музыка композитора Дмитрия Бедунова, написанная для этого спектакля, сочная хореография от Антона Николаева (Москва), превосходный свет художника по свету Адиля Адильханова, полностью дополняющий атмосферу действа, точно поставленные режиссером задачи с первых мгновений переносят зрителя в эпоху Средневековья. Единственное, на что хотелось бы обратить внимание, так это на радиоцех, который пока не совсем точно работает с подачей звука в зал.

Невероятно достоверен в образе Дон Гуана Артур Джахбаров. Его Гуан на глазах у зрителей перерождается, найдя свою истинную любовь. И когда он говорит: «Я счастлив! Я петь готов, я рад весь мир обнять», - веришь ему безоговорочно. И забываешь в это время все его предыдущие грехи, из злодея он превращается в положительного героя. Только искренне любящий человек мог признаться возлюбленной своей Доне Анне, что он и есть убийца ее мужа:

Дон Гуан: Что, если б Дон Гуана Вы встретили?

Дона Анна: Тогда бы я злодею Кинжал вонзила в сердце.

Дон Гуан: Дона Анна, где твой кинжал? вот грудь моя.

И ни на секунду мы не сомневаемся, что он искренне готов погибнуть от руки возлюбленной.

Интересен образ Лауры в исполнении Дианы Джахбаровой. Ее героиня является абсолютным аналогом прошлому Дон Гуану. Такая же любвеобильная и безудержная в своих страстях, не знающая ни сострадания, ни сожаления. А как иначе можно трактовать ее образ, когда, склонившись над телом погибшего от руки Дон Гуана Дона Карлоса, единственное, что ее беспокоит: «Убит? прекрасно! в комнате моей! Что делать мне теперь, повеса, дьявол? Куда я выброшу его?» И тут же, забыв о трупе, готова предаться плотским утехам.

А Лепорелло Владимира Мещерина далеко не глуп, как утверждает Дон Гуан. И уж совсем он не слуга ему. Скорее, друг, а может быть, и наставник, желающий оградить своего Гуана от очередной ошибки.

Искрометен и дуэт Данилы Ганюшкина и Марьям Магомедовой в вокально-хореографической композиции «Добронравная пастушка».

И конечно, Дона Анна Беневши Девлетхановой. Это дебют молодой актрисы в главной роли. Ее Дона Анна строга и нежна одновременно. Верна нелюбимому мужу даже после его смерти. Но когда встречает Своего мужчину, не может противиться этому удивительному, доселе непознанному ею чувству - Любви. Актриса прекрасна в этой роли.

Именно ставший расхожим эпитет - истинно прекрасны - может определить работу всей труппы, занятой в спектакле. Синхронность, четкое исполнение каждой задачи, поставленной режиссером, грациозность женщин и мужественность мужчин - это и называется художественной целостностью постановки.

Поднимая зрителя над обыденной жизнью, театр представил спектакль под знаком «вечного во времени», заряжая зал романтическим пафосом и пытаясь обнажить самое существо, философский смысл изображаемых событий.

Тем самым делая прекрасный подарок и А.С. Пушкину в год его 225-летия и самому театру, отмечающему свое 100-летие.

Фотогалерея