Расправить крылья и взлететь / Республиканский конкурс театрального искусства «Узорчатый занавес» (Чебоксары)

Выпуск №7-267/2024, Фестивали

Расправить крылья и взлететь / Республиканский конкурс театрального искусства «Узорчатый занавес» (Чебоксары)

Главное театральное событие Чувашии всегда происходит 27 марта, когда служители сцены отмечают свой профессиональный праздник. Республиканский фестиваль «Чӗнтӗрлӗ чаршав» («Узорчатый занавес») - давняя и очень важная традиция, которая объединяет национальные и русские театры, дает возможность назвать лучших. Он проходит при поддержке Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела и Союза театральных деятелей Чувашской республики. В нынешнем году - уже в 24-й раз.

В церемонии награждения принимают участие первые лица региона, и это подтверждает серьезное значение фестиваля для культурного сообщества. Убеждают в этом и слова заместителя министра культуры Чувашии Георгия Богуславского: «Влияние театрального искусства на каждого из нас неоценимо - благодаря театру мы изучаем и познаем жизнь». Кроме того, условия конкурса подразумевают детальный разбор каждого спектакля, что и происходит на обсуждениях после каждого показа. Честный разговор театральных критиков, а среди них и местные специалисты, и приглашенные из Москвы, позволяет увидеть сильные и слабые стороны спектакля, обозначить проблемы и найти пути их решения. Так «Узорчатый занавес» становится своего рода творческой лабораторией, которая важна для всех - руководителей театров, авторов постановок, актеров.


От героев былин до Чехова

В Новочебоксарске есть место особого творческого притяжения - Чувашский государственный экспериментальный театр драмы, который работает в основном в жанре пантомимической клоунады, в его репертуаре немало детских спектаклей, в том числе интерактивных. Выбор такого театрального языка неслучаен, поскольку еще в 1996 году в труппу только что появившегося коллектива влился мим-театр «Дождь», созданный Валерием Проворовым и за десять лет существования заявивший о себе достаточно громко. Однако две премьеры прошлого сезона, осуществленные в рамках федерального проекта «Культура малой Родины» и представленные на фестивале «Узорчатый занавес», решены в ином ключе - драматическом.

«Быль о небыли или небылицы о былинном» по пьесе Ю. Боганова поставил Александр Аркадьев, выбрав для своей новой работы тональность легкой иронии. Впрочем, и сам сюжет не содержит особой глубины и воспринимается как поверхностный экскурс драматурга по русским народным сказкам, где на светлой стороне былинные богатыри, а на темной Змей Горыныч и его слуга Веролом. Художник-постановщик Ирина Андреева создала эклектичное пространство, причем эффектный видеоряд (автор Никита Иванов, он же художник по свету) явно довлеет над достаточно стандартными сценографическими приемами, а фотопечатные изображения природы делают сказочных героев чем-то инородным. Положение спасают актерские работы, в которых немало юмора и тех особых черточек, что делают персонажей живыми. Это и добрейшая Мамелфа Тимофеевна Ольги Степановой, и по-детски трогательный Змей Горыныч Андрея Орлова, и разрывающийся между добрыми и злыми поступками Веролом Евгения Евграфова, и темпераментная Марьюшка Дарьи Мурзаковой, отмеченной за эту роль специальным дипломом жюри.

Спектакль «Врач без пациентов, или Чехов без пауз» режиссер Ашот Восканян построил на психологических контрастах, размышляя на такие темы, как равнодушие к чужой беде, уязвимость бедных и гордыня, соседствующая с глупостью. Из литературного наследия А.П. Чехова постановщик выбрал рассказы, где все это отражено с особой отчетливостью - «Враги», «Размазня» и «Пропащее дело».

По-настоящему трагичен образ доктора Кирилова в исполнении Евгения Евграфова (за эту работу актер награжден специальным дипломом жюри), у которого только что умер сын, но профессиональный долг вынуждает ехать к другому пациенту. Он оцепенел от нестерпимой душевной боли и, кажется, мир вокруг тоже перестал существовать. Сочувствие вызывает героиня Ольги Степановой - небогатая гувернантка Юлия Васильевна, зависимая от настроения Хозяина (Андрей Орлов). Он выставил ее на посмешище, потом признался в глупой шутке, но даже после этого она сказала ему: «Спасибо». Иного рода страдания переживает Автор Глеба Карзанова, самоуверенный и самовлюбленный, решивший жениться ради наследства, но сохранить лицо. Обладательница внушительного приданого Варвара Петровна, которую Дарья Мурзакова делает этакой легкомысленной дурочкой, на деле оказывается расчетливой и совсем неглупой. Выслушает фальшивые речи Автора о том, что он горд своей бедностью и не хочет присваивать чужого, поведет плечиком, расправит рюши на дорогом шелковом платье и - легко простится с пылким возлюбленным.

В самом начале спектакля выходит фонарщик, и через минуту в темном пространстве сцены появляются два теплых островка. Вот и земную жизнь, за которой так внимательно наблюдал Чехов, всегда освещает чья-то любовь и милосердие. С больших фотографий на нас с улыбкой смотрит Антон Павлович, а мы ему благодарно аплодируем.

На сказочной волне

Сказки любят все независимо от возраста. Особенно если сюжет увлекательный и остроумный. Чебоксарский государственный русский драматический театр предложил для зрителей 6+ романтическую сказку «Влюбленная коза» по пьесе Андрея Кружнова, которую поставили режиссер Полина Неведомская и художник Екатерина Гофман. Это можно назвать фантазией на тему доброты и сострадания, хотя история запутана и порой нелогична.

Коза Марта ушла от своей хозяйки в поисках счастья. В исполнении Юлии Дединой это натура бесхитростная и возвышенная. В пути она встретит Коня Багратиона, почти рыцарского, искрометно сыгранного Александром Володиным; станет пленницей отчаявшегося от одиночества и неустроенности Волка Пахома, для которого Александр Смышляев нашел трогательную интонацию. Малышей, возможно, на какое-то время увлечет странноватый персонаж Пашушаня Владимира Бурова - микс героев компьютерных игр и мультфильмов. Какова его истинная роль - так и останется загадкой для всех, но взрослые среагируют на возникший любовный треугольник (Коза - Конь - Волк), а кто-то разглядит в характере Марты, выбравшей объектом своей заботы грубоватого Пахома, исконную склонность русских женщин отвергать успешных и отдавать сердце непутевым. К сожалению, главное достоинство этого спектакля заключается в выразительных персонажах. Финал, когда Марта вернется к хозяйке в компании двух претендентов на ее сердце, скомкан и банален: зачем ходить далеко, когда счастье совсем рядом.

«Госпожу Метелицу» в Чувашском государственном академическом драматическом театре имени Константина Иванова, как и другие детские спектакли, играют на русском, и причин этому немало. Трудности выбора материала, проблемы перевода, коммерческая составляющая. Чтобы родной язык, в данном случае чувашский, окончательно не исчез, он должен звучать, и прежде всего для маленьких зрителей. В театре это понимают и теперь, с приходом нового руководителя Елены Николаевой, намерены ситуацию кардинально менять. О самом же спектакле, созданном Анной Куликовой по сказке братьев Гримм (инсценировка Натальи Юдовой), можно сказать: в нем нет самого главного - волшебства.

Постановщик «Сказок Чувашии» Байрас Ибрагимов выбрал для своей работы на сцене Чувашского государственного ТЮЗа имени Михаила Сеспеля незамысловатую историю о парне Юмане Никиты Чукмарёва (в другом составе Николай Григорьев), который хотел научиться уму-разуму, покинул престарелых родителей (Василий Павлов и Алевтина Семёнова), но попал в плен к злому волшебнику У-Ух (Николай Тарасов). Здесь нет каких-то особенных поворотов, хотя чувашский фольклор богат и разнообразен, но подкупают точные вкрапления народных традиций, особенно в сценах сватовства Юмана к красавице Эрнеслу (Антонина Казеева), символика старинных орнаментов в сценографии и костюмах (художники Лариса Комиссарова и Нина Фёдорова), вобравшая национальные мотивы музыка Лолиты Чекушкиной и, конечно же, чувашский язык, на котором и должны звучать народные сказки. Важно, что этот спектакль создан на средства гранта главы Чувашской республики.

Трогательный и невероятно красивый спектакль «Сказка о добром сердце», созданный на основе пьесы Александра Болдинова «Не улетай», можно назвать очередной удачей Чувашского государственного театра кукол. Постановка Дениса Андронова победила в номинации «Лучший спектакль для детей». Художник Ольга Андронова использовала для сценографического решения тончайшие акварельные краски, соединив изящные декорации и видео-арт; придумала для каждого персонажа выразительные черты, сделав кукол объемными и абсолютно живыми. Эту магию дополняет, а точнее, наполняет музыка Андрея Галкина - обладателя премии фестиваля в номинации «Лучшее музыкальное оформление спектакля».

Случайная встреча Пугала (Артем Барабанов) и Аистенка (Елена Солдатова и Надежда Григорьева) - одиноких, брошенных на произвол судьбы, стала для них спасением, смыслом жизни, укреплением веры в собственные силы. Задорные снеговики (Никита Серебриян и Надежда Григорьева, награжденная специальным дипломом жюри) скрасят им холодную зиму, а потом растают, напитают землю живительной влагой, прорастут травой. По сути, режиссер рассказывает философскую притчу об иллюзорности жизни, которая может оборваться в любой момент, и только налетевший ветер воспоминаний на миг соединит опавшие листья в картинки прошлого. И тогда Лиса (Юлия Мельник) увидит своего потерянного когда-то детеныша и пощадит Аистенка, а Пугало ощутит за спиной крылья.


Земное и вечное

Андрей Аверин, поставивший в Чебоксарском государственном русском драматическом театре «Историю одной встречи» по рассказам Василия Шукшина, приглашает зрителя к непростому разговору о потерянной Родине и, как следствие, об утраченном счастье. Повествование пронизывают короткие фрагменты из статьи Шукшина «Слово о "малой родине"», включенные режиссером в текст инсценировки. Размышления Василия Макаровича - и прикосновение к духовному миру писателя, и возможность понять и объяснить поступки его литературных героев. Это драгоценные строки: «...всю жизнь мою несу родину в душе, люблю ее, жив ею, она придает мне силы, когда случается трудно и горько».

В сценографии Булата Ибрагимова угадывается образ ковчега, который плывет в неизвестном направлении и, вероятно, скоро окончательно исчезнет из вида. Единственный житель Богом забытой деревни Ермолай (Леонид Казимир) встречает гостей - шумных, веселых, обремененных городскими заботами и рассматривающих выезд на природу как временную передышку с непременными шашлыками. Но в какой-то момент им вдруг захочется тишины, они почувствуют особое притяжение покинутых мест, будут всматриваться в себя и вспоминать, вспоминать... О Броньке Пупкове (Сергей Куклин), который искренне верит в свой вымысел о несостоявшемся покушении на Гитлера и всякий раз выворачивает душу наизнанку перед чужаками. О трагической участи Кольки Паратова (за эту и другие работы в спектакле Денис Латышев удостоен премии в номинации «Лучшая мужская роль второго плана»), так и не сумевшего вернуться в свою деревню. О несуразности поступка сбежавшего из заключения Степки (Сергей Куклин), а тот без этой короткой встречи с родной землей уже просто не мог дышать.

Напряженный, пронзительный сюжет повести народного писателя Чувашии Михаила Юхмы «Шурсямга, молодой волк» лег в основу пьесы Ренаты Насибуллиной. Переведенное на театральный язык и давно ставшее национальной классикой произведение не утратило за десятилетия остроты, воплотилось в мощный по энергетике спектакль «Шурсямга. История одного волка» Чувашского государственного ТЮЗа имени Михаила Сеспеля. Земное пространство, где изначально все было связано, и одно не могло существовать без другого, разрывают на части жестокость, ненависть, жадность. В постановке Бориса Манджиева, с ее условным рисунком и метафорическими образами, жаждущие мести люди приобретают черты диких зверей, а волки, отстаивая право на жизнь, нередко следуют законам справедливости.

В этой цельной работе важно все - музыка Александра Трифонова (в спектакле также звучат произведения Аркадия и Гиляны Манджиевых), пластический рисунок хореографа Рамизы Мухаметшиной, концептуальные костюмы Ларисы Комиссаровой, световая партитура Ильшата Саяхова. Не так много сценического времени отведено дружбе Мальчика (Виталий Иванов) и Волчонка (Николай Миронов по итогам фестиваля получил особый приз - творческую командировку СТД РФ), но именно тогда возникает ощущение истинной гармонии природы. Сложнейшая работа Сергея Никитина, сыгравшего волка Шурсямга, - «Лучшая мужская роль» нынешнего фестиваля. Его дуэт с Антониной Казеевой (волчица Саркка) становится пульсирующей нитью жизни с ее чудом рождения и продолжения в последующих поколениях, которую оборвет выстрел Валяххи (Николай Тарасов), обезумевшего от необъяснимой злобы и уничтожившего в себе человека. Есть ли у нас возможность восстановить утраченное равновесие? Спектакль Чувашского ТЮЗа заставляет думать, искать ответы.

Лучшим спектаклем года стал «Месяц в деревне» Чувашского государственного академического драматического театра имени Константина Иванова. На чувашском языке пьеса И.С. Тургенева звучит так: «Только один месяц вместе» (перевод Галины Матвеевой). Чувственный, пронизанный тонким эротизмом спектакль режиссера Дмитрия Миронова и художника Светланы Зверевой погружает в пучину страстей - в одних героях пробуждается молодость с ее искренними порывами и верой в вечную любовь, для других стрелки времени неминуемо спешат в сторону заката, и осознание конечности бытия вызывает нестерпимую боль.

Героиня Эмилии Назаровой (по итогам конкурса Лучшая женская роль), давно привыкшая к размеренной и скучной повседневности, испытывает что-то вроде солнечного удара: студент Беляев (Григорий Петров), почти мальчик, не отличающийся изысканными манерами, ошеломляет Наталью Петровну какой-то первобытной притягательностью, безудержной энергией. Инстинкт молодого охотника возьмет верх над приличиями, тем более что жертва сама идет в руки. Два полюса - робкая влюбленность Верочки (Светлана Лукиянова), доверившей свою главную тайну сопернице, и тягостное, всепоглощающее, разрушающее изнутри влечение зрелой женщины. Спокойная жизнь в одночасье превратится в острые осколки, которые ранят всех без исключения - добродушного идеалиста Ислаева (Григорий Фёдоров) и ставшего разменной монетой маленького Колю (Константин Фёдоров), окаменевшую от осознания предательства близкого человека, стремительно повзрослевшую Верочку. Безмолвный наблюдатель Ракитин (Валерий Карпов), безнадежно и навсегда влюбленный в Наталью Петровну, разобьет в кровь руки, чтобы хоть как-то унять душевную муку, и уедет навсегда.

Безоговорочное признание - Гран-при фестиваля - получил «Король Лир», показавший высокий профессионализм Чувашского государственного театра кукол. Постановщики спектакля - режиссер Борис Манджиев, художник-сценограф Эмиль Капелюш (по итогам конкурса эта работа тоже стала лучшей), художник по куклам Юрий Сучков. Глубокое погружение в сложный драматургический материал, особая трактовка великой шекспировской трагедии потребовали от актеров максимальной концентрации, умения владеть одновременно разными видами кукол - марионетками, тростевыми, перчаточными, теневыми и работать живым планом.

История рассказана жестко и стремительно. Внешняя простота только подчеркивает глубокий разлом в судьбах героев, укрупняет события. Пронзенный временем и стихией зонт Лира (Юрий Филиппов) разбрасывает по темному зрительному залу последние отблески жизни. Король несет потертый чемодан, и ноша его непосильна. Это гроб, где теперь покоятся дочери, а он все еще слышит их детские голоса. Время поворачивается вспять, ослепленный властью правитель упивается льстивыми речами Гонерильи (Елена Хорькова) и Реганы (Алина Каликова), проклинает прямодушие Корделии (Эльвира Соколова), рвет на части когда-то единое и сильное государство.

Непомерная гордыня открывает портал в преисподнюю, и кровопролития уже не остановить. Шут (Николай Соколов) с восторгом приводит в движение игрушечные войска и затевает баталии, в его яростных тирадах лишь злая издевка, но именно такой открытый гротеск позволяет в полной мере ощутить непоправимость страшной ошибки Лира. Поле с безжизненной, вытоптанной травой уже обагрено кровью и готово принять новые жертвы.

Мир меняется, мы меняемся, но актеры со сцены продолжают говорить о самом главном. Театры Чувашской республики имеют свое лицо, не боятся творческих экспериментов, радуются победам, иногда переживают неудачи, но продолжают движение. А когда случаются трудности, нужно обязательно вспомнить слова Вожака аистов из спектакля «Доброе сердце» - расправить крылья и взлететь.

 

Фото предоставлены театрами

Фотогалерея