Проклинаю или прощаю? /«Степной король Лир» в Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой

Выпуск №7-267/2024, Премьеры Москвы

Проклинаю или прощаю? /«Степной король Лир» в Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой

В Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой премьера - «Степной король Лир» - сценическая версия Дениса Сорокотягина по повести И.С. Тургенева и текстам Роберта Вальзера и Юрия Мамлеева, его пятая режиссерская постановка на этой сцене.

О «Степном короле Лире» Денису Сорокотягину рассказал легендарный петербургский педагог по сценической речи, прекрасно знавший классическую литературу - Валерий Николаевич Галендеев, к сожалению, недавно ушедший из жизни. Режиссер говорит, что спектакль он посвятил Валерию Галендееву.

В начале тургеневской повести идет разговор о шекспировских вневременных архетипах, «как они глубоко и верно выхвачены из самых недр человеческой сути». Рассказчик вспоминает свою историю. Подобно шекспировскому герою помещик Мартын Петрович Харлов решает разделить свое имение между двумя дочерьми Анной и Евлампией. Властный, сильный характер в прошлом, Харлов оказывается сломлен, унижен и выставлен из дома дочерьми и зятем, и, в конце концов, погибает. К этой классической истории режиссер, он же автор сценической версии, добавляет современные тексты Юрия Мамлеева (отрывки из романов «Московский гамбит» и «Шатуны»), а также фрагменты книги швейцарского писателя ХХ века Роберта Вальзера «Прогулка».

В спектакле Театра Елены Камбуровой, как всегда, не обходится без музыки. От шансона, который исполняет Евлампия, аккомпанируя себе на аккордеоне (песня «Лиза-Лиза» Леонсии Эрденко), до музыки Рахманинова, Шнитке, Делиба. От песни «Мотылек» (слова Иосифа Бродского, музыка Елены Фроловой) до авторских композиций Дениса Сорокотягина (тема дома, тема крушения). Смещая временные рамки, театр представляет притчевые события вне времени и места, поднимая историю до философского размышления о смысле жизни, добре и зле, возможности и невозможности прощения.

Малая сцена, где происходит действие, - камерное пространство бывшего фойе кинотеатра в стиле советского классицизма с колоннами, арками, балконом и окнами с широкими подоконниками, по которым герои могут не только двигаться, но и танцевать. Почти всю сценическую площадку занимает большой длинный стол, с разрозненными, ничего не значащими предметами быта - какая-то колбочка с землей, ложечки, вазочка, другие ненужные мелочи. Почти все действие проходит за этим столом и вокруг него.

В зале всего три ряда, зрители первого находятся от стола на расстоянии вытянутой руки, что создает особую доверительную атмосферу спектакля. В такой обстановке актерам приходится играть предельно искренне, не допуская ни малейшей фальшивой ноты. Приглушенный, тусклый свет переводит внимание с одного конца комнаты, с одного персонажа на другой - так в спектакле меняется место действия. А пока все занимают свои места вдоль этого длинного стола, один из обитателей дома раскладывает как пешки фигурки маленьких игрушечных цыплят на шахматной доске. Брат жены Харлова, прозванный Сувениром, нахлебник в доме, иногда исполняющий роль шута при «степном короле Лире», которого никто не воспринимает всерьез (Мохаммед Абдель Фаттах). Позже мы услышим поразительную, фантастическую исповедь этого, казалось, совсем ничтожного человека, об утопленном цыпленке (текст Юрия Мамлеева).

История в повести Тургенева рассказывается от первого лица героем, которому в начале событий было 15 лет. В спектакле рассказчиком становится мальчик Митя - сосед Харлова. Актер ровесник своего героя - юный музыкант Степан Аникеев-Кондрашин, весьма органичен и свободен в этой роли. Юный артист обратил на себя внимание еще в спектакле Дениса Сорокотягина «Турдейская Манон Леско».

Его герой проходит в этом спектакле тоже свой путь развития, взрослеет вместе с накалом страстей и трагических событий. В роли его тетушки Натальи Николаевны приглашенная актриса московского ТЮЗа Арина Нестерова. Именно в ее доме находит приют потерявший всё Харлов. Хотя и осуждая буйные опрометчивые поступки, она сможет принять его таким, какой он есть. И мы видим постоянно, что характер у тетушки тоже весьма непростой.

Дочери Харлова - такие разные и своенравные - пышная, страстная брюнетка в декольте Евлампия (Любовь Логачева) и стройная, светлая в строгом платье Анна (Виктория Тихомирова). Ее муж, которого мы до поры до времени никак не можем понять - Слеткин (Александр Кольцов), погруженный в какие-то расчеты или записи в своей книге. Он, кого Харлов называет тряпкой и «душнилой», оказывается, в конце концов, жестоким, бездушным и расчетливым дельцом.

В центре актерского ансамбля сложный образ Мартына Петровича Харлова (Александр Бордуков). Непростой, гордый и заносчивый, уверенный в своем праве вершить судьбы и ход событий, управлять миром по своему крутому нраву, увидев, как ему кажется «пророческий сон», Харлов решает отдать дочерям свое имение и оказывается выброшенным из собственного дома. Грязный и опустившийся, никому не нужный, он появляется в роли униженного просителя у соседей. Бьется посуда, срывается черная скатерть со стола, в котором образуется широкая трещина.

В повести, не выдержав насмешки Сувенира, Харлов забирается на крышу своего бывшего дома, начиная крушить и ломать все кругом, и, падая оттуда, погибает под его обломками. Насмешка ли это самой судьбы над человеком или он сам был творцом такой судьбы?

В спектакле «бунт» Харлова происходит где-то наверху, на балконе зала, в сценическом дыму и красном свете, превращающих его агонию в апокалиптическую картину крушения мира. Оказавшись внизу, умирая на руках Евлампии, он успевает произнести неоконченную фразу «Тебя я не про..».

Не проклинаю или не прощаю? Что решил Харлов перед смертью - простить или проклясть своих ближних? «Что хотел сказать Харлов перед смертью, - размышляет Митя. - Я решил, наконец, что - простить», - заключает юный рассказчик.

Но не проклинает и прощает ли своих близких Мартын Харлов - решать зрителям.

 

Фото Ирины МИШИНОЙ предоставлены пресс-службой театра

Фотогалерея