Наивно.Иронично. Ярко / «С новым счастьем!» в Театре «На Литейном»

Выпуск №7-267/2024, Премьеры Санкт-Петербурга

Наивно.Иронично. Ярко / «С новым счастьем!» в Театре «На Литейном»

Спектакль Театра «На Литейном» в режиссуре Сергея Морозова «С новым счастьем!» по пьесе Дамира Салимзянова «Дуры мы, дуры...» - это основанная на монологах реальных женщин, комедийная (на самом деле, печальная) история о трех подругах чуть за сорок: Татьяне (Татьяна Тузова), Ларисе (Полина Воронова), Наиле (Ася Ширшина), мечтающих о чуде и обретении счастья, которое, к сожалению, составляет наличие рядом с собой «надежного» мужчины. Все действия разворачиваются в предновогоднюю и новогоднюю ночь (отсылка к фильму «Ирония судьбы»), за время которой судьбы героинь резко меняются.

Сам спектакль начинается с появления в зале трех мимов-ангелов-духов, что «ведут» действие от начала и до конца. Вообще, число три в постановке является своеобразным рефреном. Три совершенно разных женщины: Татьяна - школьная учительница, пышнотелая красивая женщина с открытой душой, готовая всем дарить свою безграничную любовь, уютная, домашняя, добрая, заботливая и... с синдромом спасателя, как выяснится позже. В момент «знакомства» предстает перед зрителем в халате и рассказывает душещипательную историю о том, как будучи на отдыхе, она чуть не усыновила потерявшегося ребенка. Кстати, там же Татьяна познакомилась с женатым мужчиной, решившим закрутить курортный роман и тем самым разбившим доверчивой женщине сердце.

Наиля - стройная красавица, смело демонстрирующая длину своих ног, не такая открытая и не такая мягкая, как Татьяна. Жизненные обстоятельства закалили ее, она «обросла» некой броней. Да и внешне Наиля выглядит совсем иначе: в шубе, с бутылкой в руках, немного развязная, веселая «татарка» (как она сама себя называет).

И, наконец, Лариса - самая «железная» из подруг, работающая диспетчером такси, невысокого роста, с легкой хрипотцой в голосе, бойкая, не позволяющая себе чрезмерно проявлять эмоции, особенно жалость (но при этом, боящаяся потерять «удобного» мужчину рядом с собой, хотя изначально героиня всеми силами это отрицает). Пустить слезу из-за какого-либо пустяка - точно не про нее.

Три такие непохожие друг на друга героини существуют в каком-то сказочном, нарисованном мире, в котором возможно все, например, остановить действие (останавливали тоже три раза) и предложить несколько вариантов его развития. Три мима-ангела-духа, «персонажи от театра», обеспечивают мнимую свободу выбора зрителям, создавая у них впечатление, что происходящее можно изменить. Декорации спектакля напоминают кукольный дом, в который поместили подруг (сценография Фемистокла Атмадзаса) с целью представить все максимально наглядно и рассказать хорошо знакомый всем сюжет еще раз. В этом мире все кажется довольно условным и несерьезным - как придуманное создателями спектакля нарисованное шампанское в нарисованных бокалах - кроме главного: все три женщины несчастливы в отношениях. Правда, в спектакле это прослеживается неявно, все подано с легкой ироничной улыбкой. Татьяна влюблена в женатого, Ларису не устраивает мягкотелость мужа, все в нем настолько идеально, что становится противно, а Наиля частенько вынуждена подолгу оставаться одна из-за того, что ее возлюбленный постоянно ездит в командировки.

Хочется отметить, что в режиссерской версии все представлено очень нарядно, празднично и «по-новогоднему». Так, что за красивым «фасадом» не сразу разглядишь весь драматизм ситуации. А драматизм в том, что, к сожалению, центром всего является мужчина, точнее, его обретение, будто кроме этой «проблемы», женщин, проживших жизнь и явно неглупых, ничего больше и не заботит. Пусть «пьяненький», пусть маменькин сынок, но лишь бы был... В тексте же Салимзянова не все так радужно, есть и неудобные монологи героинь, которые режиссер исключил из текста, и неприглядные ситуации, что портят общую картину бытия, да и многое другое, что рушит общий новогодний антураж, но все равно, даже несмотря на это, центральная проблема одна.

Рассердившись на своих мужчин и обстоятельства, женщины решают отпраздновать Новый год вместе. Собираются у Татьяны, организуют подарки и угощение, наряжаются, поют в караоке («На Литейном» вся труппа поющая, чем режиссер не преминул воспользоваться, вокальные номера в спектакле просто блеск), пишут общее письмо Деду Морозу, в котором просят «мужиков нормальных» и «любви».

Как известно, удача с теми, кто «выкладывается». Проведя череду различных манипуляций и воплотив в жизнь хитроумный план, подруги знакомят Татьяну со Стасиком (любимец публики Роман Агеев) - немолодым уже, одиноким мужчиной, не особенно желавшим что-то менять в своей спокойной и размеренной жизни. Но новогодняя ночь есть новогодняя ночь: женщины успевают устроить личную жизнь друг друга, а заодно и молодой девушки, которая от скуки пошла «дедморозить» в праздники и оказалась в костюме главного волшебника Нового года в квартире Татьяны. В финале все «обретают счастье», ну или по-своему к нему приближаются.

Спектакль Сергея Морозова, учитывая некоторую наивность самой истории, получился ироничным - что вполне соответствует идее пьесы - но и оптимистичным, и по-новогоднему ярким. Нельзя не отметить прекрасный звук, а также разнообразие и сложность световых сценариев и визуальные эффекты - театр обновил парк светового и звукового оборудования в рамках Национального проекта «Культура».

 

Фото Виктора ВАСИЛЬЕВА предоставлены театром

Фотогалерея