О молодых и для молодых / Сусанна Цирюк (Санкт-Петербург)

Выпуск №7-267/2024, Гость редакции

О молодых и для молодых / Сусанна Цирюк (Санкт-Петербург)

В марте 2024 года исполняется год работы Сусанны Цирюк в качестве главного режиссера петербургского Театра юных зрителей имени А.А.Брянцева.

Сусанна Юрьевна Цирюк - режиссер-постановщик более 60 спектаклей во многих театрах России и за рубежом. В 1989 году окончила Консерваторию им. Римского-Корсакова в Петербурге (факультет «Режиссура музыкального театра», класс профессора М.Д. Слуцкой). 1990-1999 - режиссер-постановщик Белорусского академического театра оперы и балета. 1999-2010 - режиссер Мариинского театра. 2001-2006 - главный режиссер Ростовского государственного музыкального театра. В 2010-2015 - главный приглашенный режиссер Белорусского государственного театра музыкальной комедии. С 2023 года - главный режиссер ТЮЗа имени А.А.Брянцева.

Академик, член жюри фестиваля «Музыкальное сердце театра». Многократный номинант и лауреат высшей театральной премии «Золотая Маска», ее спектакль «В джазе только девушки» стал обладателем «Золотой Маски» в номинации «Лучший спектакль в жанре мюзикла», спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» победил в пяти номинациях.

Обладатель нескольких губернаторских премий, театральных премий «Мельпомена», «Персона года», «Человек года» и других в разных городах России, Республики Беларусь и Казахстана, премии за лучший музыкальный спектакль года в Бельгии (опера «Каруна-русалка»), премии Министерства культуры ЛатвииМесса» Л. Бернстайна). Лауреат премии Правительства Петербурга в области культуры и искусства (2022). Автор лицензионных русских версий культовых мюзиклов «Бал вампиров» М. Кунце, «Алладин» А. Менкена, «Граф Монте-Кристо» Ф. Уальдхорна, «Мисс Сайгон» К.-М. Шёнберга, «Смешная девчонка» Дж. Стайна и других. Автор русского текста хитов «Belle» (мюзикл «Нотр-Дам де Пари» Р. Коччанте - премия «Песня года»), «Короли ночной Вероны» (мюзикл «Ромео и Джульетта» Ж. Пресгурвика).

В 2018 г. Сусанна Цирюк поставила в ТЮЗе имени А.А. Брянцева мюзикл «Алые паруса», который пользуется неизменным успехом в Петербурге и на фестивалях. Спектакль номинирован на премии «Золотой софит» и «Прорыв».


- Сусанна Юрьевна, вот уже год вы - известный режиссер музыкального театра работаете главным режиссером в ТЮЗе. Дал ли этот год вам какой-то новый опыт, какие-то новые знания, открытия в сфере драматического театра, или театра для детей и юношества?

- Этот год пролетел стремительно и был очень насыщенным. Безусловно, у меня был опыт постановок в драматических театрах страны, но с музыкальными театрами я работала несравнимо больше. Конечно, есть специфика, и я многое открыла для себя в сфере драматического театра и особенно - театра для юных зрителей.

В работе с актерами музыкального театра режиссер идет от формы, которую диктует музыка, к содержанию и наполнению актерских образов, эмоциональный характер которых тоже заложен в музыкальной драматургии. Плюс хорошая музыка изначально оказывает сильное эмоциональное воздействие на зрителя. В драме мы идем от содержания и осмысления к внятной визуальной и композиционной форме спектакля. Это дает бОльшую свободу для трактовки пьесы и значительную глубину разработки мотивов и поступков персонажей. А эмоциональное воздействие зависит от точности задач и умения удержать темпоритм и «градус» каждого эпизода. И я до сих пор не стесняюсь этому учиться.

Всегда любила ставить сказки. В них, как ни в каком другом материале, раскрываются молодые актеры. Всё как на ладони - умение получать удовольствие от профессии, скорость реакции, актерская фантазия, синтетические навыки, контакт с нелегким детским залом. У детей концентрация внимания менее длительная, чем у взрослых, поэтому спектакли должны быть не затянутыми по времени и очень динамичными, а это во многом зависит от актерского азарта исполнителей любых, даже эпизодических ролей.

Наша цель - ставить для младших зрителей такие интересные, увлекательные и зрелищные спектакли, чтобы поход в театр был для ребенка праздником, и это ощущение сохранилось на дальнейшую жизнь. При этом детские спектакли ставить сложнее, поскольку, в идеале, нужно «убить двух зайцев»: чтобы спектакль был понятен и интересен детям, и, одновременно, чтобы пришедшие с ними взрослые смотрели его с не меньшим удовольствием. Ближайшая премьера для младшего возраста - сказка «Дядя Федор, пес и кот» в постановке молодой талантливой команды минского ТЮЗа во главе с режиссером Татьяной Самбук - состоялась уже в марте. В спектакле занята наша артистическая молодежь, недавно принятая в труппу, и ведущие артисты брянцевского ТЮЗа. Кстати, премьера пришлась на 1 марта, когда в России отмечается День кота.

А в конце года мы покажем нестареющий, всеми любимый мюзикл «Бременские музыканты», который будут ставить первоклассные профессионалы из Москвы во главе с молодой, но уже завоевавшей известность Дарьей Борисовой - номинантом «Золотой Маски», востребованным режиссером музыкального театра.

- Репертуар ТЮЗов всегда вызывал ожесточенные дискуссии. Сейчас в ТЮЗе имени Брянцева составлены перспективные репертуарные планы. Каковы принципы отбора пьес и формирования репертуара? Что особенно интересное ожидает зрителей театра в перспективе?

- Формирование репертуара ТЮЗа выходит далеко за рамки сказок и детских спектаклей, задача гораздо шире и сложнее, ведь по вечерам основная наша публика - это подростки и молодежь, с которой театр должен вести постоянный диалог, пробуждая в них желание мыслить и чувствовать.

Ни для кого не секрет, что подростки сейчас мало читают, но далеко не всегда школа способна пробудить в них интерес и любовь к хорошей литературе. И вот в этом мы можем и должны помочь. Так, чтобы, посмотрев спектакль, они захотели прочитать оригинал. У нашего театра уже есть репертуарные планы на два года вперед. В 2024 году мы делаем упор на русскую классику - «Метель» Пушкина, «Кроткая» Достоевского, «Маскарад» Лермонтова, «Первая любовь» Тургенева. В перспективе - постановка «Драмы на охоте» Чехова.

Но не забываем и о современной драматургии. В середине марта на малой сцене мы показываем новую версию любимого публикой спектакля по пьесе Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна». Первая премьера спектакля состоялась в октябре 2013 года. Спектакль с успехом шел почти 10 лет. Постановку с новым молодежным составом вновь осуществил актер и режиссер ТЮЗа Александр Иванов. Из прежнего состава останется только несравненная исполнительница роли Елены Сергеевны Анна Дюкова.

В середине апреля в нашей афише заявлена премьера по пьесе советского классика Александра Галина «Ретро» в режиссуре Александра Лебедева. В главных ролях - заслуженный артист России Сергей Жукович, народная артистка России Анастасия Введенская и замечательные артисты среднего и молодого поколения нашей труппы.

В апреле нас еще ждет премьера «Царь-рыбы» Виктора Астафьева в постановке известного режиссера, обладателя многих театральных премий Владимира Кузнецова. Заметим, что в 2024 году исполняется сто лет со дня рождения великого русского писателя Виктора Петровича Астафьева.

А в июне состоится премьера спектакля по культовой повести писательницы, школьного психолога Екатерины Мурашовой «Класс коррекции». Это самобытная, яркая, правдивая и вместе с тем фантастическая история о подростках. Спектакль будет ставить режиссер Василий Сазонов, который хорошо знает и любит труппу нашего театра.

Еще один аспект репертуарной политики театра - спектакли на наших звездных актеров, корифеев классической русской школы. Ведь в ансамбле с ними актеры младшего и даже среднего поколения неизбежно должны дотягиваться до их уровня мастерства, а значит, продолжать учиться профессии. Поэтому в конце ноября нас ждет еще одно очень важное событие - спектакль-бенефис народной артистки, великой Ирины Соколовой по пьесе американского драматурга Хиггинса «Гарольд и Мод» в постановке маститого режиссера Геннадия Тростянецкого.

И мы продолжаем поиски интересных пьес для любимых мастеров сцены - народного артиста России Валерия Дьяченко, заслуженных артисток Надежды Шумиловой, Натальи Боровковой. Мы уверены, что петербургские театралы с радостью и благодарностью оценят каждую новую встречу со своими кумирами.

Очень важен для нас выбор приглашенных режиссеров, и знаменитых, и молодых. Ведь мы не только хотим видеть в афише громкие имена и яркие спектакли, но для нас важно, чтобы труппа росла и развивалась с каждой новой работой, знала разные режиссерские почерки, приобретала новые актерские навыки.

В подборе репертуара и постановочных команд мы единодушны с директором театра Светланой Лаврецовой, которая возглавляет ТЮЗ уже на протяжении тридцати лет, мы недавно отметили эту дату. Ее неиссякаемая энергия, искренняя любовь к артистам, интерес ко всему происходящему в театральном искусстве очень вдохновляют и вызывают здоровую зависть и восхищение.

- Вашей первой постановкой в качестве главного режиссера ТЮЗа станет «Маскарад» Лермонтова. Что вас заинтересовало, привлекло в этой романтической пьесе? Почему к ней редко обращаются театры даже в Петербурге, где можно найти реальные места действия?

- Я, безусловно, очень волнуюсь. В Петербурге мы знаем два знаменитых спектакля. Классикой мирового театрального искусства стала постановка Всеволода Мейерхольда с декорациями Александра Головина в 1917 году на сцене Александринского театра.

Широкий резонанс приобрела постановка Валерия Фокина «Маскарад. Воспоминания будущего» в 2014 году на сцене той же Александринки, отсылающая к легендарному спектаклю. Создатели современной версии сочетали исследование опыта великих предшественников c проникновением в проблематику дня сегодняшнего.

Почему «Маскарад» ставят так редко? Да потому, что очень сложно. Пьеса достаточно объемная, философская, с элементами мистики, с прекрасным, но непривычным для молодежи языком - при нелинейном сюжете и открытом финале. Все эти перипетии нужно продумывать и осмыслять с актерами. И оказалось, что это пробуждает необычайную увлеченность и азарт у всех участников нашей постановочной группы. Обычно главные роли в пьесе играют довольно возрастные артисты. Мы же хотим сделать спектакль о молодых и для молодых. Ведь что значит «старый» Арбенин? Ему 35 лет на самом деле. А Нина и князь Звездич по нынешним меркам совсем юные, двадцатилетние. Но да - это разные поколения, конфликт которых неизбежен.

Для нас этот спектакль - попытка проанализировать острые нравственные проблемы, встающие перед каждым из нас, особенно перед молодыми людьми на пороге большой жизни. Существует ли полное доверие? Способен ли человек управлять своей судьбой? Неизбежно ли наказание за прошлые грехи? Возможно ли изолироваться от социума и не зависеть от него? Что в приоритете: быть самим собой или проще жить под маской, скрывая свое истинное Я?

Безусловно привлекательной мне кажется тема призрачного, фантасмагорического Петербурга - города, существующего отдельно от людей, живущего своей жизнью, вне времени и вне бытовой логики. Очень хотелось бы отразить это ощущение в визуальном, пластическом и световом решении спектакля и в оригинальной музыке, специально для него пишущейся талантливым театральным композитором Василием Тонковидовым.

По целевой аудитории спектакль будет ориентирован, прежде всего, на молодежь, но, думается, вызовет интерес, эмоциональный отклик и у более взрослой публики. Сверхзадача спектакля - пробудить в зрителях чувство эмпатии, которого так не хватает современному миру.

Но всех секретов пока открывать не будем. Премьера «Маскарада» должна состояться в сентябре, на открытие уже следующего сезона. Надеемся, что она будет яркой и интересной.


Фотогалерея