Рыцарь без страха и упрека / Юрий Ерёмин (Москва)

Выпуск №7-267/2024, Лица

Рыцарь без страха и упрека / Юрий Ерёмин (Москва)

9 марта исполнилось 80 лет Юрию Ивановичу Ерёмину - режиссеру, педагогу, народному артисту РСФСР. Мне довелось испытать подлинное потрясение от первых его постановок, когда Юрий Еремин возглавил Центральный академический Театр Советской Армии, хотя многое слышала и прежде, о спектаклях, поставленных в Ростовском ТЮЗе, которым он руководил в 70-х годах прошлого века, а затем, став главным режиссером Ростовского драматического театра им. М. Горького, также оставался «на слуху». Немало рассказов о его постановках, сильных, изобретательных, отличавшихся глубокой приверженностью русскому психологическому театру, долетали до Москвы.

И это было закономерно, потому что педагогом Юрия Ерёмина в ГИТИСе стал Павел Осипович Хомский, замечательный режиссер и мудрый наставник. Возвращение Юрия Ивановича в Москву было знаменательным: Театр Советской Армии переживал в ту пору не самые лучшие свои времена, приход сильного режиссера с определенной творческой программой, пристрастного к отечественной классике, но умевшего по достоинству оценить современные драматургические обретения и вывести их на подмостки - был жизненно необходим для сильной разновозрастной труппы.

Первым из спектаклей, который посчастливилось увидеть, был «Счастье мое» А.Червинского. Кажется, на него устремились зрители со всех концов столицы, чтобы увидеть и прочувствовать обновленную театральную эстетику, предложенную режиссером, новую для Москвы актрису Наталью Николаеву, пленившую абсолютное большинство театралов. Этот спектакль остался в памяти своей удивительной акварельностью, пленившей нежностью, тонкими и точными актерскими работами. свежестью, новизной мысли и чувства. Он действовал на восприятие как будто скрытой, но отчетливо проникавшей в тебя музыкальностью и «звучит» в памяти десятилетия спустя печальной и светлой нотой...

Шел 1982 год, спектакли, поставленные Юрием Ерёминым в ту пору, один за другим входили в золотой фонд театрального искусства последних двух десятилетий ХХ века. «Старик» М. Горького, редко появляющуюся в афишах пьесу, вспоминают до сей поры те, кому посчастливилось увидеть неожиданную современность основательно забытой пьесы с блистательным Николаем Пастуховым в главной роли. Пользовался немалым успехом и спектакль «Идиот» по роману Ф.М. Достоевского, в котором первую свою большую роль Гани Иволгина сыграл совсем юный Олег Меньшиков, а Людмила Чурсина была приглашена на роль Настасьи Филипповны и на долгие десятилетия «поселилась» в труппе театра. Аристарх Ливанов, в свое время уехавший из Москвы к Ерёмину в Ростов-на-Дону, вернулся к «своему» режиссеру и сыграл князя Мышкина... В этом многонаселенном и сложно простроенном спектакле было два состава исполнителей - и от каждого состава во многом менялись интонация, атмосфера, потому и стремились зрители смотреть спектакль не один раз. Валерий Баринов рассказал, что, получив отказ от роли Гани Иволгина, был ошеломлен, когда в распределении увидел свою фамилию на роль Парфена Рогожина. И это стало выдающейся работой замечательного артиста.

В ту пору и произошло наше знакомство с Юрием Ивановичем. Я пришла брать у него интервью, влюбленная в увиденные на сцене ЦАТСА спектакли, и была покорена интеллигентностью, некоторой растерянностью перед напором вопросов (а хотелось узнать очень многое!), глубиной мысли этого человека.

С артистами труппы ЦАТСА выпустил Юрий Иванович, пожалуй, самый звездный свой спектакль - «Палату № 6» по А.П. Чехову, но игрался он уже на другой сцене, а попасть на него было просто невозможно. В 1988 году Юрий Иванович Ерёмин возглавил Московский драматический Театр им. А.С. Пушкина, буквально приковав внимание и интерес зрителей к этим подмосткам. Роли, сыгранные Геннадием Крынкиным, Виталием Стремовским, Александром Михайлушкиным, Андреем Майоровым, оказались поистине незабываемыми и десятилетия спустя. Для меня это была первая и, казалось, невозможная инсценировка именно этого произведения А.П.Чехова и, полагаю, для абсолютного большинства зрителей тоже. Она осталась навсегда в памяти своей горькой и мучительно отзывавшейся в душе интонацией, которая жила в каждом эпизоде спектакля - болезненно, страшно и очень сильно. Действие в нем разворачивалось внутри некоего загона, зрители сидели снаружи и с нескрываемым ужасом наблюдали за происходящим через широкие щели этого сумасшедшего дома, нескрываемо отражающим, казалось, весь мир. Само это пространственное решение соответствовало времени, в котором мы существовали.

Нет смысла перечислять все спектакли Юрия Ерёмина, в разные годы пользовавшихся заслуженным успехом как в профессиональной, так и в зрительской среде - они на памяти и на слуху у многих и многих. Но нельзя не вспомнить те, что стали подлинными событиями для отечественного театрального искусства того времени. В первую очередь, это были «Одержимые» Альбера Камю по роману Ф.М. Достоевского «Бесы». Первое и, насколько мне известно, кажется, единственное театральное воплощение, соединившее в себе экзистенциальные и национальные темы, проблемы, мучительные поиски выхода. На роль Николая Ставрогина был приглашен Георгий Тараторкин - один из самых, наверное, «достоевских» артистов отечественных подмостков и экрана. Роль отца Тихона сыграл уникальный Николай Пастухов, служивший в труппе единственного своего театра, ЦАТСА с первых до последних дней. В спектакле Юрия Ерёмина «Старик», о котором уже упоминалось, он сыграл главную роль и, вероятно, то взаимопонимание, тот неослабевающий интерес друг к другу, что не исчерпался на армейских подмостках, свели режиссера и артиста вновь. Здесь же, в Пушкинском, были поставлены такие замечательные спектакли, как «Эрик XIV» Августа Стриндберга с Виктором Гвоздицким в главной роли, «Ревизор» Н.В. Гоголя (с ним же в роли Хлестакова), «Возвращение Иванова» по «Возвращению» - одному из первых обращений к прозе Андрея Платонова в театре. И, может быть, сыграло свою роль еще и то обстоятельство, что «дух» большого русского писателя витал совсем рядом: в примыкавшем вплотную к театру здании, где расположен Литературный институт им. М. Горького, как известно, Платонов работал дворником...

Одновременно Юрий Иванович Ерёмин стал преподавать в Школе-студии МХАТ, что было вполне естественно - от многих артистов довелось слышать о его разборах и репетициях: они были, как правило, настолько подробны, глубоки, точны в отношении не только характера персонажа, но и эпохи, в которую он жил, что вовлекали и взрослых, и молодых артистов в неустанный процесс чтения, пополнения знаний совсем не только театральных, но значительно более широких и объемных. Ерёмин развивал и в профессиональных артистах, и в своих студентах неиссякаемое любопытство, которое, в свою очередь, вело к все более возрастающей роли фантазии, импровизаторства, проб себя в самых разных качествах.

Это стало для меня особенно очевидно, когда смотрела студенческие спектакли американского курса в Школе-студии МХАТ «Дон Кихот» и «На дне». Как глубоко вжились чужестранные студенты, начинающие артисты в основные законы русского психологического театра, насколько точно «попадали» в свои образы, каждый из них максимально приближая к современности, но и оставаясь в том далеком от них времени и самой ментальности.

А еще были яркие, сильные постановки в РАМТе - «Капитанская дочка» по повести А.С.Пушкина, «Красное и черное» по роману Стендаля, «Сотворившая чудо» У.Гибсона, «Дон Кихот», в которых давно знакомые и полюбившиеся артисты представали в незнакомых прежде качествах. И были спектакли на сцене МХТ им.А.П.Чехова: «Последняя жертва» А.Н. Островского, «Кошки-мышки», И. Эркеня,
«Возвращение» А. Платонова и другие, кроме того, и спектакли в других российских городах.

Не стану перечислять все спектакли, поставленные Юрием Ерёминым вплоть до 2000-го, когда он перешел в Театр им. Моссовета к своему педагогу Павлу Осиповичу Хомскому, но невозможно не сказать о «Повестях Белкина» по А.С. Пушкину в театре, из которого он уходил, - светлом, пленительном спектакле, который играется в Филиале театра по сей день, вот уже более тридцати лет. Наверное, потому что заряжает зрителя все более и более необходимым с годами и десятилетиями эмоциональным зарядом, о котором в одном из давних интервью говорил Юрий Ерёмин: «Единственное, чем сегодня можно взять зрителей, так это эмоциональным участием. Если искусство не воздействует на струны души, то оно никому не нужно».

В Театре Моссовета Юрий Ерёмин не ощущал себя «человеком со стороны», ведь рядом с ним был его учитель, Павел Осипович Хомский, режиссер «одной группы крови» со своим учеником. И на этой сцене Юрием Ивановичем поставлено множество спектаклей, их трудно даже перечислить, не то, что рассказать о каждом. Но необходимо отметить: почти во всех жила неповторимая атмосфера, вызывающая сильные эмоциональные переживания, а артисты работали воодушевленно и ярко.

О многих из них мне посчастливилось писать, но позволю себе назвать самые любимые, оставившие глубокий след в памяти. Это «У врат царства» К. Гамсуна, «Мадам Бовари» по роману Г. Флобера, «Не будите мадам» Ж. Ануя, «Серебряный век» М. Рощина, «В пространстве Теннесси У.» по мотивам пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай "Желание"» и романа Сюгоро Ямамото «Город без времен года», «Царство отца и сына» по драматической трилогии А. К. Толстого, «Baden-Баден» по мотивам романа И. С. Тургенева «Дым, в которых блистали мастера звёздной труппы театра.

Прочитав только названия произведений, полагаю, многих поразит едва ли не в первую очередь широта интересов режиссера, умение найти точки эмоционального соприкосновения с сегодняшним днем, тщательность работы с артистами и - то мастерство Ерёмина «заразить» исполнителей, а через них и зрителей, которая является одной из ярких особенностей творческого метода этого режиссера.

Те географическое, психологическое, духовное пространства, в которых свободно ориентируется Юрий Ерёмин, вызывая в зрителе чувство сопричастности, поистине необозримо. Кажется, он не боится ничего в своем стремлении познать самому, дать познать артистам и зрителям безграничные возможности театральных интерпретаций.

И потому с полным правом может быть назван Рыцарем без страха и упрека, посвятившим всю свою жизнь высокому служению русскому психологическому театру, во многом обновившим его эстетику.

Фотогалерея