Творец и его творение / Исидор Зак (Новосибирск)

Выпуск №7-267/2024, Вспоминая

Творец и его творение / Исидор Зак (Новосибирск)

К 115-летию Исидора Аркадьевича Зака


В этом году 14 февраля исполнилось 115 лет со дня рождения выдающегося дирижера Исидора Аркадьевича Зака, народного артиста СССР (1976), отца-основателя Новосибирского театра оперы и балета. Именно он занимался в 1944 году формированием труппы нового оперного театра, именно он стал первым его главным дирижером. Наконец, именно он находился за дирижерским пультом первого легендарного спектакля - «Иван Сусанин» М.И. Глинки в заполненном до отказа двухтысячном зале театра 12 мая 1945 года. Таким, исходящим из самой яркой, высокой ноты, было начало общения дирижера и его создания - театра. Оно абсолютно точно не было ни поверхностным, ни неискренним, несмотря на уход лидера через четыре года, в 1949-м, с расставанием на пару десятилетий. Было и возвращение. И этот период, с 1968 года, называют «золотым веком» театра. Почти 30 лет он отдал театру, 20 из них на посту главного дирижера. Сегодня знак этого единства - присвоенное Малому залу театра имя И.А. Зака.

Уже самые первые его работы в Новосибирске были отмечены высокими наградами. «Иван Сусанин» принес Заку и исполнителям главных партий звания заслуженных артистов РСФСР. Балет Игоря Морозова «Айболит», поставленный в 1947 году, получил Сталинскую премию.

Выдающийся дирижер способствовал также развитию театров Львова, Харькова и Алма-Аты, был одним из основателей и главным дирижером Театра оперы и балета в Челябинске. Но самым важным делом своей жизни считал все же работу в Новосибирском театре. Здесь он осуществил около 40 постановок оперных и балетных спектаклей, но, конечно, главной его любовью и заботой была русская опера. Произведения Бородина, Даргомыжского, Мусоргского, Глинки, Направника, Рубинштейна и не только были поставлены им в разное время. Оперы Чайковского, Римского-Корсакова в его исполнении звучали так, будто появились если не сегодня, то по крайней мере, вчера, будто время остановилось и не было всех прошедших десятилетий. Десятый спектакль «Пиковой дамы» под руководством И.А. Зака захватывал и будоражил так же, как первый, в каждом присутствовали нерв и трепет. Знакомая музыка всякий раз звучала по-новому, в ней концентрировались все коллизии действия, внутренняя жизнь героев, все то, что не было, да и не может порой быть высказано. При этом точный, выразительный жест, воля, которой нельзя не подчиниться, умение вести за собой.

«Если говорить об очень высоком, объемном качестве, конечно, «Пиковая дама» была спектаклем И.А. Зака. Здесь все подчинялось его воле, - так отзывался о своем коллеге дирижер Арнольд Кац. - Это был человек, которому невольно или вольно подчинялись все». Понятно, что за всем этим стояли огромный труд, постоянное саморазвитие. Блестящую эрудицию, энциклопедические знания, острый ум маэстро отмечали все, кто работал с ним. Называли дирижером-титаном, как, например, получивший в юности неоценимые уроки Зака Владимир Галузин. От певцов, в которых, действительно, было очень много вложено (вплоть до разбора каждой фразы текста арии), не раз приходилось слышать: те партии, что я готовил с Заком, спою, если и ночью разбудят. Это знание и понимание - на всю жизнь.


Открывая новое

Зак умел открыть в знакомом, устоявшемся, ставшем эталонным нечто новое, что-то очень личное, сокровенное. Он умел и любил открывать таланты. Так, на прослушивании кандидатов для поступления в формирующуюся труппу в 1944 году, услышав Лидию Мясникову, тут же сказал: «Вы нам очень понравились. У вас хороший голос. Вы музыкальны. Я хочу ставить на вас "Кармен"». Звезда будущей примы зажглась.

Впервые в стране он поставил несколько опер чешских композиторов, французскую оперу «Госпожа Бовари» Эммануэля Бондевиля (Зак хорошо знал французский, свободно мог читать и писать; в 1981 году его избрали Почетным членом-корреспондентом Парижской академии изящных искусств). Оперу сибирскую - став музыкальным руководителем и дирижером яркого сатирического спектакля «Необычайное приключение, или Ревизор» Георгия Иванова. И этот список можно длить и длить.

Не забудем и об открытии еще одного театра оперы и балета, Челябинского, также осуществленного дирижером И.А. Заком. Это произошло в 1955 году, через десять лет после создания театра в Новосибирске. 13 лет он руководил своим вторым детищем. Поставил около 50 спектаклей. В память о выдающемся музыканте здесь проводился конкурс его имени.


Школа дирижеров

Конечно, сам дирижер прошел в свое время хорошую, крепкую, пожалуй, даже уникальную школу. Он начал заниматься музыкой в пять лет у легендарного педагога Берты Рейнгбальд. Это было в Одессе, где в том же возрасте он впервые увидел и услышал оперу «Жизнь за царя» Глинки (преобразованную затем в Новосибирске в «Ивана Сусанина»). Она произвела на чуткого ребенка неизгладимое впечатление, особенно сцена в лесу и ария «Чуют правду». В 13 лет будущий дирижер поступил в Одесскую консерваторию, а в 19 он уже выпускник Ленинградской консерватории. Его профессором был знаменитый Николай Малько, из класса которого вышли такие величины дирижерского искусства, как Александр Мелик-Пашаев, Евгений Мравинский, Илья Мусин, Борис Хайкин.

Сегодня имя Исидора Зака тоже в этом ряду, его называют одним из столпов советского оперного театра. В 19 лет началась его профессиональная дирижерская карьера. В 1928 году он - дирижер Ленинградского театра музыкальной комедии. С 1929 по 1944 год работал в театрах Владивостока, Хабаровска, Куйбышева, Днепропетровска, Горького. Так что, когда 35-летний амбициозный, бескомпромиссный дирижер приехал в Новосибирск, за его плечами был 20-летний дирижерский стаж, огромный опыт работы.

Всю свою творческую жизнь он посвятил опере. И не уставал повторять, что самое главное в этой деятельности - безусловное уважение к воле автора. Не может быть никаких небрежностей, никаких «как-нибудь и кое-как». «Когда я занимался профессионально оперным дирижированием, принцип «как-нибудь и кое-как» был для меня абсолютно исключен», - подчеркивал он.

И, кроме абсолютных шедевров, которые непременно должны звучать на любой уважающей себя оперной сцене, здесь, считал он, всегда должно быть место и не столь удачным созданиям великих художников музыкального театра. Так, благодаря Заку в единственном на всю страну театре в середине 1970-х можно было услышать «Орлеанскую деву» Чайковского, открыв ее для себя. Да и «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова, поставленный в 1979 году, не сказать, что царил на оперных сценах, шел только в Новосибирске. Причем, в трактовке этой «осенней сказочки» не было преобладания ни сказочной стихии, ни политической сатиры. Все взаимодействовало, объединялось пантеистическим взглядом на мир.

Одновременно с работой в театре профессор Исидор Аркадьевич Зак преподавал в Новосибирской консерватории. Но все же самый известный его студент учился у него в Алма-Ате. Это Фуат Мансуров. Его ученик - музыкальный «внук» Зака Рустам Дильмухаметов работает сейчас в Новосибирской филармонии с различными коллективами, позиционируя себя как универсальный дирижер.

Нынешний художественный руководитель Челябинской оперы Евгений Волынский тоже называет Зака одним из главных своих учителей, хотя официально никогда не числился в его учениках. Начиная свою карьеру в Новосибирском театре оперы и балета в качестве суфлера, студент консерватории постоянно находился под опекой старшего коллеги. Без его благожелательной помощи, профессиональных подсказок, наставничества молодой музыкант вряд ли сумел бы так блестяще освоить сложнейшие оперные партитуры, подготовиться к первым самостоятельным спектаклям, стать настоящим дирижером оперы.

Вот что вспоминает Евгений Волынский об уроках мастера.

«Он был для меня наставник, учитель. Я с ним больше времени проводил, чем с А.М. Кацем, который меня учил в консерватории. И.А. Зак учил в театре. Учитывая, что я больше времени был в театре, постоянно общался с Исидором Аркадьевичем и в антрактах, и провожал его домой, занимался с ним. Перед тем, как я стал дирижировать первый спектакль, «Травиату», он очень много работал со мной, проводил разбор, все объяснял. И я продирижировал практически благодаря ему. Потому что Арнольд Михайлович не верил, что я могу это сделать, в это время я только еще на 1 курсе учился у него, только поступил. Исидор Аркадьевич очень помог мне. Готовя со мной последний спектакль, за 1,5 месяца до его ухода, «Пиковую даму», он мне все рассказывал: каждую ноту, где могут быть проблемы, пояснял концепцию. Рассказывал про черно-белую знаменитую постановку... И я тогда «Пиковую даму» благодаря Исидору Аркадьевичу смог при его жизни еще продирижировать, а летом его не стало.

Всегда в антрактах он что-то читал по-французски. Я к нему заходил, он откладывал чтение, мы о жизни разговаривали, о музыке. Даже в кино ходили. Был тогда Аркадий Лейтуш дирижером театра, стажировался у Исидора Аркадьевича. Потом он уехал в Америку, приезжает периодически в Россию, дирижирует в филармониях. И мы втроем ходили на фильм «Амадей» в кинотеатр «Победа». Это незабываемо. Это моя юность.

Я очень благодарен Исидору Аркадьевичу Заку за все, что он делал для меня. Поддерживаю отношения с его дочерью, внуком - блестящим скрипачом Ильей Коноваловым, он приезжает в Челябинск, я его приглашаю, играет на скрипке, даже дирижировал у меня разочек. И в Новосибирске было такое. Но все же дирижирование - это отдельная стезя».

115-летию выдающегося дирижера Новосибирский государственный академический театр оперы и балета посвящает одну из недавних значительных своих премьер - «Царскую невесту» Римского-Корсакова.

 

Фото из архива

Новосибирского государственного академического

театра оперы и балета

Фотогалерея