Духовный путь поколения / Борис Алперс (Москва)

Выпуск №7-267/2024, Вспоминая

Духовный путь поколения / Борис Алперс (Москва)

В марте нынешнего года исполнилось 135 лет со дня рождения и 50 лет со дня смерти одного из столпов отечественной театральной критики и театроведения Бориса Владимировича Алперса.

В науку о театре Борис Алперс внес неоценимый вклад своими трудами о Всеволоде Эмильевиче Мейерхольде. Казалось, этому благоволила судьба с самого начала: в 1912 году гимназистом выпускного класса он познакомился с Всеволодом Эмильевичем, который уже год спустя, в 1913-м пригласил его в свою Студию на Бородинской улице. В том же году Борис Алперс поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, после окончания которого полностью посвятил себя театральной деятельности. Став секретарем Студии на Бородинской, он начал трудиться и в журнале «Любовь к трем апельсинам», издаваемого Мейерхольдом. А весной 1924 года по приглашению Мастера приехал в Москву и до 1927 года заведовал литературной частью в Театре Революции, которая стала в этот период своего рода лабораторией новаторских опытов молодых драматургов (А.М.Файко, Б.С.Ромашов, В.Н.Билль-Белоцерковский, В.В.Вишневский, Н.А.Зархи и другие). Общение с ними обогащало театральный и литературный опыт молодого Бориса Алперса.

В 1939-м Борис Владимирович Алперс начал преподавать в ГИТИСе. О нем оставили свои воспоминания некоторые из учеников. В частности, известный советский театровед и критик Марианна Строева писала: «Элегантный в любую пору, недоступный и загадочный, с особым аристократическим вырезом губ», он уже в этот период склонялся к «рыцарскому донкихотству Станиславского».

К большим теоретическим обобщениям Борис Владимирович всегда шел от конкретного к общему, и это навсегда оставалось его принципом, к которому он стремился не только сам, но и заповедовал ученикам. Так, из вступительной статьи к «Хрестоматии по мастерству актера» (1935) родился его капитальный труд «Актерское искусство в России (1945). Рецензия 1957 на спектакль Малого театра через несколько десятилетий переросла в крупное исследование творчества А.Н.Островского «Сердце не камень» и поздний Островский», а из предисловия к раннему изданию пьес Билль-Белоцерковского (1934) возникла работа «Билль-Белоцерковский и театр 20-х годов» (1969).

В 1931 году вышла в свет получившая мировую известность его книга о Мейерхольде - «Театр социальной маски», в которой пристально исследовались методы Мастера, стиль его работы, стремление максимально приблизить новое общество к культуре.

В 1940-е годы в статьях, публичных выступлениях, лекциях Алперс справедливо считал, что исследовать актерское творчество возможно только в том случае, если проблема неразрывно связана с историей общественной психологии - это стало новой чертой театроведения после появления таких статей, как, «Бабанова и ее театральное время», «Творческий путь МХАТ Второго».

В 40-е годы Борис Владимирович Алперс сосредоточил главное внимание на более широких театральных темах. Его многочисленные статьи, лекции, разного рода публичные выступления были посвящены драматургии и театральным интерпретациям пьес А.П.Чехова, личности и творчеству В.Ф.Комиссаржевской не только периода работы с Вс.Э.Мейерхольдом, ролям, постановкам и методам К.С.Станиславского. И это «расширение интересов» происходило не только в связи с трагическим уходом из жизни Мейерхольда и уничтожением его театра, но и в связи с изменениями в театральной жизни страны, особенно - в послевоенный период.

Нынешним поколениям легко представить себе безоблачной и счастливой жизнь гимназиста, который привлек внимание режиссера-новатора Вс.Э.Мейерхольда, может быть, интересом к искусству; может быть, нестандартностью мышления; может быть, просто удивительной прозорливостью Мастера, понявшего, что перед ним - подросток с будущим, именно театральным. Но это было не так.

Борис Владимирович Алперс пережил в 1937-м исключение из Союза писателей СССР за троцкизм, впоследствии восстановлен. В 1949-м его не обошла стороной кампания по борьбе с космополитизмом. Тем, кто не пережил подобного - трудно представить себе, каково было пусть и временно нести на себе эти клейма...

Тем не менее, Алперс не прекращал свою работу, порой «в стол», скорее всего, без особой надежды, что наступит время, когда его труд будет востребован и современниками, и потомками. В годы Второй мировой войны были выпущены книги «М. С. Щепкин» (1943), «Актёрское искусство в России» (1945), позже - «Путь советского театра» (1947), были опубликованы статьи в книге «Искания новой сцены» (1985).

В работе конца 1960-х «Судьба театральных течений», как много раньше в статье «Пятнадцать лет советского театра», Алперс предсказал, что создание «оригинального стиля» лежит на пути неизбежного и естественного сближения системы К.С.Станиславского и методики Мейерхольда. Это откроет советскому театру новые пути, новую, выверенную эстетику, а значит - даст дорогу нравственному совершенствованию.

Наконец, в 1977 году, уже после ухода из жизни выдающегося театроведа и критика, вышел в свет подготовленный Борисом Владимировичем двухтомник «Театральные очерки», включавший работы 1920-1970-х годов, по единодушному мнению многих рецензентов, представившие «духовную эволюцию людей его поколения».

В публикациях тех, кто не забыл о Борисе Владимировиче Алперсе и вспоминает о его роли в отечественном театроведении, о серьезном вкладе не только в науку, но в необходимость и неотменимость сформулированных им правил для театральных критиков, есть важные слова: «Алперс - это тот человек, который вместе с советским театром прошел почти шестидесятилетний путь его исканий! В «очерках» захватывающе описана жизнь нашего театра на протяжении целого века в его развитии и движении, во всем многообразии его направлений».

Развитие и движение театрального искусства в начале ХХ1 века все чаще приобретает черты стремительного водоворота. Пусть же великие предшественники остаются для нас верным ориентиром!

Фотогалерея