От современных текстов до буквальной классики / Областной фестиваль «Премьеры сезона» (Нижний Новгород)

Выпуск №8-268/2024, Фестивали

От современных текстов до буквальной классики / Областной фестиваль «Премьеры сезона» (Нижний Новгород)

В марте театральный мир отмечает сразу несколько профессиональных праздников: Международный день театра для детей и молодежи 20 марта, Международный день кукольника 21 марта и Всемирный день театра 27 марта. Также в последние годы активно празднуют День работника культуры 26 марта. Поэтому в театральной среде творческие удачи считают не по осени, а весной. Практически во всех регионах под различными названиями проходят ежегодные смотры новых работ, приглашаются эксперты-театроведы, интересуются коллеги и оживляются зрители. В Нижнем Новгороде такой смотр носит название Областной фестиваль «Премьеры сезона» и проводится Нижегородским отделением СТД РФ при поддержке регионального министерства культуры. В этот раз его афиша была на редкость разнообразной по жанрам и интересной, вызывающей споры, по творческим высказываниям.

В прошлые годы звучал упрек от экспертов об отсутствии современных текстов на больших академических сценах города. Теперь самые активные обсуждения вызвали постановки «Саша, привет!» по роману Дмитрия Данилова и «Голова» по пьесе Константина Стешика. И это неудивительно, ведь оба текста описывают сегодняшний день и его героев, заставляя и создателей спектаклей, и зрителей задавать себе самые актуальные вопросы, рефлексировать на очень болезненные темы.

Роман «Саша, привет!» режиссер Анатолий Праудин прочитал в Нижегородском академическом театре драмы им. М. Горького морализаторски, сфокусировав все внимание на одном герое, словно разглядывая его под увеличительным стеклом. Этот спектакль при наличии большого количества действующих лиц и исполнителей можно считать моноспектаклем артиста Юрия Котова, ведь единственный живой персонаж, который существует на сцене под внимательным взглядом зрителей (и пулемета по имени «Саша» где-то за ними), - это осужденный Сергей, преподаватель-филолог и знаток Хармса, стареющий ловелас и инфантильный обыватель.

Режиссер на все время действия помещает героя в замкнутое пространство. Голубой кафель стен и пола, небольшая лестница наверх говорит о том, что герой нырнул на самое дно. Огромные экраны, на которые проецируются и его обрывки воспоминаний, и лица всех, с кем он пытается общаться в онлайн режиме, лишь усугубляют ощущение тотального одиночества. Три охранника, три человека в черном, настолько механистичны, настолько идеальны в оказании услуг, что кажутся неживыми. Эта высокотехнологичная и комфортабельная среда совсем некомфортна как для героя, так и для зрителей. Вот он - герой нашего времени, не желающий нести ответственность за свои поступки, не способный на реальные чувства и действия. Все метания Сергея происходят прямо сейчас, и надо определиться с отношением к этой действительности. Смех узнавания в зале гасится напряженным вслушиванием и заканчивается аплодисментами «в раздумьях». Юрий Котов очень честно и глубоко проходит на наших глазах весь путь привыкания к этой смертоносной несвободе, осознания и принятия своего положения, при этом совершенно не обеляя персонажа. У остальных актеров способ существования был необычным, потребовавшим виртуозного владения актерской техникой и подробного психологизма. В режиме реального времени они почти документально играют все диалоги с живым сценическим партнером, находясь за сценой, строго держась в рамках кадра и очень крупного плана. Благодаря такому решению спектакль приобрел и абсурдность, и многоплановость, и насыщенную визуальность. Поэтому вполне заслуженно медиахудожник Николай Смирнов получил диплом «Творческая удача».

Среди актерских работ за исполнительское мастерство отмечена Ольга Берегова за роль Светы, жены героя - нелепой, трагичной, ироничной, резкой. Она становится его отражением, проходит тот же путь, но в обратном направлении. И даже готова повторить печальный опыт мужа за связь с несовершеннолетним (по меркам нашего поздно взрослеющего общества). Хочется отметить еще один образ в спектакле. Это священник отец Павел, в котором режиссер соединил всех конфессиональных служителей из романа. Сергей Блохин с болью играет человека, разочарованного не в собственной вере, а в возможности дать ее другим людям. Они комфортно живут без веры, без любви, без свободы, барахтаются в реальных и виртуальных мирах, вот только в финале приговоренный с улыбкой говорит пулемету: «Привет!» и не боится потерять такую жизнь.

Привычная жизнь героев метафизической комедии «Голова», поставленной Львом Харламовым в театре «Комедiя», так же ломается странным образом. Только вместо пулемета перед ними оказывается живая голова. Спектакль идет на Малой сцене, и в этом крошечном замкнутом темном пространстве небольшой круглый белый предмет просто приковывает внимание зрителей, становится абсолютной загадкой. Остроумно придумано, как дать ощущение того, что голова живая: все реакции и ответы озвучиваются Девушкой за клавишами. При этом, напротив сидит Девушка за мольбертом и рисует шар. Это усиливает эффект абсурдности ситуации, которая выглядит как розыгрыш или как скрещение нескольких параллельных реальностей. В своей, повседневной, реальности два узнаваемых типажа - скептик-интеллигент Я и не обремененный интеллектом Палкин - пытаются принять Чудо в свою жизнь. Этот путь, насыщенный эмоциями, мыслями и вопросами, Дмитрий Поженский и Руслан Строголев играют так легко, динамично, ясно в интонациях и оценках, что зритель невольно следует за ними вглубь истории до самых глобальных вопросов.

Актерский дуэт назван лучшим на фестивале. Но это произошло в следующей, театральной нижегородской реальности. А в спектакле дуэт переходит в трио, и конкретный парень Пухов действует прямо и решительно: голова разлетается арбузными ошметками, скрещенные реальности распрямляются. Не будет чуда для того, кто его не ждет.

По-прежнему традиционно в репертуаре театров много спектаклей по классическим текстам. Самое точное, дословное прочтение повести Александра Пушкина «Пиковая дама» представил режиссер Константин Балакин в Академическом театре кукол. Для театра это необычная постановка, так как труппа славится умением работать с тростевой куклой и почти весь репертуар тут детский. В «Пиковой даме» постановочная команда предложила использовать теневой театр и паркетных кукол, благодаря которым на сцене был создан красивый мир мертвого прошлого: в глубоком черном пространстве оживают бледные создания с неподвижными лицами. Историю Германна рассказывает мистический персонаж по имени Некто, которого играет в живом плане Евгений Храмов - джокер, вызывающий все не упокоенные души из праха и провоцирующий их снова и снова проходить весь цикл трагических событий. В этом склепе играли в карты гипсовые бюсты, куклы бесплотно скользили над полом, звучала печальная музыка Шумана. В противовес статичным, но при этом романтичным и выразительным куклам, артисты-кукловоды играли с очень живыми, разнообразными, чувственными интонациями, и все зрительское внимание переключалось на них.

Тандем куклы и актера часто распадался, и казалось, что такой режиссерский прием скорее ограничивал их творческие возможности. Тем не менее, визуальная красота представления в мрачной эстетике романтизма запоминается надолго, это несомненная творческая удача театра. Работа художника Елены Вершининой отмечена как лучшее художественное оформление.

В непривычном для себя жанре показал премьеру детский театр «Вера». Как в любом театре для детей здесь многие спектакли музыкальные, однако впервые музыка стала основным художественным средством в их постановке. Взяв за основу инсценировку Анастасии Колесниковой повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера», театр специально для спектакля заказал либретто известному детскому писателю Игорю Жукову. На камерной площадке режиссер Андрей Богданов и художник Оганес Айрапетян изобретательно придумали все локации, от кладбища до необитаемого острова, совершенно по-детски передвигая несколько ящиков и кактус в кадке, открывая шторкой солнце и рисуя на школьных досках. Однако за всей этой игрой, иронией, пением и танцами видна история взросления, осознания ответственности за свои поступки и понимания, что порой от одного честного слова зависит жизнь человека.

Этот спектакль - очень удачный пример постановки для семейного просмотра, сочетающий в себе эстетические и образовательные задачи, проверенную веками классику и современный театральный язык, шлягерные мелодии и яркий драматизм, сложный жанр и легкость исполнения, серьезную работу большой взрослой постановочной команды и несерьезную детскую аудиторию. Наверное, поэтому жюри фестиваля отметило в этой постановке сразу две творческих удачи: композитора Марка Булошникова за музыку к спектаклю и балетмейстера Елену Богданову за хореографию.

Таким же универсальным спектаклем для зрителей любого возраста можно назвать «Сотворившую чудо» Уильяма Гибсона в нижегородском Театре юного зрителя. Это масштабная, и по размерам сцены, и по заложенным смыслам, и по эмоциональному воздействию, постановка режиссера Алексея Логачева. На первом плане - встреча слепоглухой Элен Келлер и ее учительницы Энн Салливан, открывшей для девочки возможность общаться и, что важнее всего, стать частью человеческого общества и в конце концов истории.

Сюжет эмоционально и разнообразно играют в разных составах два дуэта молодых актрис, создавая гимн педагогу и самоотверженной действенной любви в противовес жалости. На втором плане спектакля - тема взаимоотношений в семье, поиска ответа на вопрос, в какой пропорции в воспитании приемлемы сила и диктат с умением слушать и принимать своего ребенка. И здесь подключается весь актерский ансамбль спектакля - разнохарактерный, противоречивый, жесткий в интонациях и суждениях.

На третьем плане - тема душевной слепоты, внутреннего одиночества человека. Пронзительной метафорой становятся введенные в ткань действия подруги Энн по школе для незрячих. Сначала они провожают ее в новую самостоятельную жизнь, затем появляются как воспоминания, проходят видениями между эпизодами. Пять слепых девушек в темных очках поют неторопливое кантри, и их хрустальное многоголосие придает спектаклю иное измерение и философский масштаб. «Сотворившая чудо» стала лучшим спектаклем сезона в Нижнем Новгороде.

Премиями «Творческая удача» награждены еще несколько постановок: коллектив Театра музыкально-пластической драмы «Преображение» как лучший ансамбль в комедии «Счастливый день» А.Н. Островского, Александр Кладько за инсценировку рассказа И. Бунина «Чистый понедельник» в Арзамасском театре драмы, режиссер Антон Морозов и актриса Анфиса Карманова в спектакле «Снежная королева» Г.Х. Андерсена Саровского драматического театра, режиссер Мария Шиманская и художник Ольга Герр в спектакле «Морфий» М. Булгакова Дзержинского театра драмы, солист оперы Виктор Ряузов в опере «Онегин» П.И. Чайковского в Нижегородском театре оперы и балета.

К сожалению, не все премьерные показы удается посмотреть, и такие ежегодные фестивали-смотры с обсуждениями создают информационную волну, влекущую коллег и зрителей в театры.

 

Фото предоставлены театрами

Фотогалерея