Творческая зрелость / Владимир Хрущёв (Орел)

Выпуск №8-268/2024, Лица

Творческая зрелость / Владимир Хрущёв (Орел)

Главный режиссер Орловского государственного академического театра имени И.С. Тургенева, член Гильдии режиссеров России Владимир Хрущёв убежден, что театр во многом подобен человеку - без нового опыта и его осмысления, без постоянной работы над собой и движения вперед он словно застывает, оказывается выключенным из жизни.

Владимир Хрущёв очень требователен к себе. Именно поэтому его спектакли неформальны, наполнены смыслом автора и интонацией откровения самого режиссера.

«Режиссер - это и «зеркало», и педагог, и организатор всего процесса, генератор замысла, идейный вдохновитель и многое другое, но если коротко и с долей самоиронии, что очень важно для режиссера, то так: режиссер - это человек, умеющий увлекательно рассказывать истории, - считает Владимир Хрущёв.

За более чем 30 лет работы с театральной сцены он успел рассказать порядка полусотни самых разнообразных историй: «Отелло» У. Шекспира в Ставропольском академическом театре имени М.Ю. Лермонтова, «Пряслины. Две зимы и три лета» по роману Федора Абрамова в Архангельском драматическом театре имени М.В. Ломоносова, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского в Калужском областном драматическом театре (спектакль стал лауреатом Всероссийского фестиваля «Дни Островского в Костроме» и лауреатом областной премии Фестиваля имени Н.Х. Рыбакова). Еще многие спектакли режиссера были представлены на различных фестивалях в разных российских регионах и удостоены премий.

Режиссер стал обладателем ряда знаков признания: почетной грамоты Министерства культуры Республики Бурятия «За вклад в театральное искусство и участие в фестивалях», диплома Министерства культуры Калужской области, благодарности Губернатора Калужской области, диплома телевизионного фестиваля «Открой себя для других» (Уфа) за авторскую программу «Хрущёвская оттепель».

Призы, дипломы и награды, полученные за спектакли на фестивалях разных уровней в разные годы, по словам Владимира Хрущёва, не так важны. Главным для него является то, «что каждая из созданных постановок это, прежде всего - бесценный подарок, сделанный мне судьбой».

В Орловском государственном академическом театре им. И.С. Тургенева Владимир Хрущев служит с 2020 года. За то время он успел поставить на прославленной орловской сцене ряд спектаклей: «Кутига» по документальной повести Максима Васюнова, «Блеф» по первой части Трилогии А.В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского», «Синьор Тодеро - Брюзга» К. Гольдони, «Женитьба» Н.В. Гоголя, «Школа жен» Ж. Б. Мольера, «Пегий пес, бегущий краем моря» Ч. Айтматова. Провел две режиссерские лаборатории: «Поиск героя. XXI век» и «Островский. Сегодня».

«Пегий пес...», впервые представленный зрителю в конце февраля, стал для Владимира Хрущёва не просто очередным спектаклем или любопытным экспериментом, а большим личностным открытием. Работа над ним превратилась в период глубокого осмысления давно, казалось бы, известных вещей.

«Это философская притча, а значит, и рассказывать ее зрителю нужно определенным образом, - поясняет он. - После изучения авторского мира Айтматова и повести «Пегий пес, бегущий краем моря» мне нужно было в двух словах сформулировать, прежде всего, для себя: о чем эта история, о чем будем рассказывать? Вкратце, эта история о том, как 11 летний мальчик из племени нивхов стал «настоящим охотником». Уже впоследствии к этому добавилось много других важных тем и смыслов».

Повесть Айтматова, по которой поставлен спектакль, для режиссера особенная - глубокая, многогранная, интересная и волнующая. Заставляющая примерять на себя неожиданные ситуации и мысли, задаваться глубокими философскими вопросами, располагающими к самоанализу, и вместе с тем - чуть иначе смотреть на рядовые повседневные события.

«Это инициация, - говорил Хрущёв, - которую проходит главный герой: рождение, взросление, мнимая смерть и возрождение. Отсюда и возник замысел спектакля: ритуальная игра с куклами, переходящая в живой план. Спектакль идет на Малой сцене, потому что, мне кажется, и технологически, и идейно наша версия с куклами именно в таком пространстве наиболее точно и вполне актуально раскрывает суть повести. Дает ему воздух и масштаб притчи, а не бытового приключения. А у притчи, как мы знаем, свои законы». Благодаря участию кукол, по мнению режиссера, «произошло волшебство, работа с ними, технические и пластические моменты, - все это должно было сложиться, и сложилось. То, что было задумано, нам удалось даже лучше, чем мы ожидали».

Длящийся немногим более часа «Пегий пес...» захватывает и настолько глубоко погружает зрителя в разворачивающееся перед ним действо, что можно всерьез удивиться тому, что прошла не целая ночь, не сутки, не неделя, а лишь небольшой промежуток времени. Сидящие в зале люди вместе с героями в полной мере проживают целую жизнь, и жизнь эта - не из легких, но очень насыщенная и правильная. В ней есть место самым важным, и оттого - самым сложным человеческим чувствам и качествам: безусловной любви и леденящему душу ужасу, отчаянию и безоговорочной вере в правильность своих поступков, надежде и неизбывной тоске, благородству и смирению с неизбежным.

В этой реальности действуют известные, казалось бы, всем без исключения законы: близкие люди по определению что-то должны друг другу вне зависимости от своего возраста и статуса; забота о ком-то родном является самым естественным проявлением на свете и не знает пределов; а «другие глаза», имеющиеся у каждого человека, дают ему право познавать мир и ладить с ним самостоятельно, потому и воспринимаются как нечто незыблемое и необходимое в процессе взросления.

На сцене зритель видит мужчин, способных на поступок с большой буквы, умеющих собраться с силами и, если нужно, пожертвовать собой ради самого дорогого - ребенка, который станет их продолжением. Эта жертва - тихая, одухотворенная и осмысленная. Она не рождает в том, ради кого была принесена, чувство вины, но становится последним уроком старших, преподанным ему.

«Мы мужчины, нам такое положено», - одна из главных идей истории, рассказанной Чингизом Айтматовым и поставленной на сцене ОГАТ, и в ней заключено больше, чем может показаться на первый взгляд...

1 мая Владимиру Хрущёву исполнится 55 лет. Кажется, что к юбилею этот человек подошел, имея в своем распоряжении все, о чем только может мечтать режиссер: богатый творческий и интеллектуальный опыт, четкое понимание своих творческих и жизненных ценностей, вдохновение для того, чтобы пробовать и познавать новое.

Наблюдая за работой Владимира Хрущёва от спектакля к спектаклю, можно обнаружить, что он по-настоящему умеет увлечь своими взглядами и своей идеей любого, даже не имеющего прямого отношения к театру человека.

«Работа над любым спектаклем - это, прежде всего, изучение автора, проникновение в материал, поиск неповторимых выразительных средств. Всегда интересно, еще до встречи с артистами, найти и сформировать группу единомышленников, команду, которая вместе с тобой будет идти «по одной тропинке и в одном направлении». Особенно радует, когда ты сделал правильное распределение и нашел общий язык с актерами, ведь они - главная часть команды. Мне посчастливилось работать с очень талантливыми артистами и художниками, которые помогали раскрыть мой замысел, советовали и поддерживали меня всегда и, надеюсь, будут это делать впредь. Это художник Анатолий Шикуля, с которым мы сделали 13 спектаклей, художник Янина Куштевская, художник Елена Сорочайкина, композитор Евгений Габов, драматург Максим Васюнов и многие другие. В частности, к «Пегому псу...» композитором Петром Светличным была написана великолепная музыка, погружающая зрителя в происходящее. Художник спектакля - Сергей Рябинин из Казани, дважды номинант на «Золотую Маску», придумал и изготовил удивительных кукол.

С такими людьми увлекательно не только пускаться в путь и фантазировать над будущими спектаклями, но и просто общаться. Есть и еще один человек, на протяжении многих лет являющийся моим помощником и опорой - моя супруга Зоя Останина, прекрасная актриса с удивительным чувством вкуса», - говорит о творческом процессе Владимир Хрущёв.

Примечательно, что с его появлением в Орле среди местных театралов прочно вошел в обиход любопытный термин «хрущёвские штучки». Очень разные, объединенные лишь зрительской любовью к театру люди поясняют, что же имеется в виду, примерно одинаково: поставленные режиссером спектакли абсолютно не похожи друг на друга, каждый из них - самостоятельная и яркая история, никоим образом не ассоциирующаяся с прочими, не повторяющая их ни одной деталью. Однако в каждом есть что-то неуловимое, нечто такое, что сложно определить словами, но именно это «что-то» позволяет безошибочно назвать режиссера, не подглядывая в афишу. Вероятно, это «что-то» и есть тот самый авторский режиссерский почерк, рождающийся из удивительного сочетания тонкого художественного вкуса со смелостью мыслить, анализировать и экспериментировать.

Проживая каждую из заинтересовавших его историй как отдельную жизнь, Владимир Хрущёв продолжает этот почерк совершенствовать, и с каждой премьеров становится лишь очевиднее: пределов этому совершенству пока не видно...

Фотогалерея