Она остается среди первых/Валентина Кашаева

Выпуск 3-123/2009, Лица

Она остается среди первых/Валентина Кашаева

 

В марте 2010 года Волгоградскому ТЮЗу исполнится 40 лет. А для заслуженной артистки России Валентины КАШАЕВОЙ этой круглой датой отмечено начало нынешнего июля. Потому что почти за год до официального открытия театра она вместе с мужем Анваром Кашаевым и другими коллегами была официально принята в труппу нового театра.

Надо сразу сказать, что Валентина Ивановна являет собой уникальную «информационную базу», из которой по необходимости можно извлечь любые события с точными датами их свершений, имена людей, когда-либо работавших здесь, самые разнообразные подробности, касающиеся как ее собственной творческой биографии, так и истории нашего театра в целом.

- Я отлично помню и этот летний день, и все последующие. Нас всех собрали в зрительной зале училища искусств, и каждый демонстрировал свои таланты: что-то читал, пел, играл – это было творческое знакомство с коллективом, устроенное руководителями театра. Я выступила с монологом Зои Космодемьянской, моей любимой ролью, которую исполняла в спектакле Куйбышевского ТЮЗа, где начинала работать как профессиональная актриса.

- Тебя ведь, кажется, оставляли в Волгоградском драмтеатре им. М.Горького после окончания его студии. Почему ты уехала?

- Отвечу на вопрос. Но сначала, если интересно, хочу вернуться «к печке», откуда вообще «заплясала» по направлению к театру.

- Пляши!

Надо заметить, что любой разговор у Валентины Ивановны сопровождается непременным и энергичным физическим действием – буйный темперамент сносит ее с сидений, сегодня заставляя забыть о больных ногах.

- До поступления в театральную студию я закончила технологический техникум, поработала товароведом в магазине и чуть не стала его директором – на радость маме (царство ей небесное), которая активно противилась моим театральным увлечениям.

- Маму можно понять… Эх, Валентина, какую карьеру прибыльную-то упустила!

- Да-да, только наверняка эта карьера закончилась бы тюрьмой с моим «простодырным» характером.

- Пугаешь прямо!

- Так вот, а главная моя жизнь проходила тогда в театральной студии ДК им. Ю. Гагарина, в знаменитом Народном театре у заслуженного деятеля искусств РФ Б.Л.Аглинцева, в первых спектаклях Волгоградского ТВ, где довелось играть с известными драмтеатровскими артистами.

В общем, бросила я свой магазин, уехала поступать в Саратовское театральное училище, и меня туда приняли, но… без общежития. Без маминой финансовой поддержки учиться там не смогла. (А с папой своим я познакомилась, когда уже сама мамой стала – это отдельная «санта-барбара».)

Вот тогда, в 1962 году, на мое счастье был объявлен набор во вторую студию при нашем драмтеатре. Первую создавал еще народный артист РФ Н.А.Покровский.

- В нашей драме конец 50-х – начало 60-х – один из самых интересных периодов.

- Замечательное было время! Спектакли с участием мастеров, которых в городе знали и любили, до сих пор еще помнят. Я не пропустила ни одного спектакля, к примеру, где играла народная артистка РФ Е.А.Мязина, и хотя она в студии не преподавала, многому именно у нее училась. Мы дышали воздухом театра, все были друг в друга влюблены. Там и с Анваром Кашаевым (царство ему небесное) встретились. Кстати, наш дипломный спектакль «Добрый человек из Сезуана» тоже, как и таганковский, мог стать началом нового молодежного театра в городе. Не случилось, ограничилось одними разговорами…

- Ты про вопрос не забыла?

- Помню. Действительно, предложили работать в драмтеатре, но одновременно пришло приглашение из Куйбышева. Мой любимый педагог и замечательная актриса И.А.Аркадьева сказала тогда: «Уезжай, здесь ты будешь вечной студенткой. Начинай взрослую самостоятельную жизнь». И это начало было прекрасно: и в творческом, и в человеческом, и в бытовом плане.

- Почему тогда вернулась?

- Так новое дело затевалось в городе родном! А.А.Высоцкий (светлая память), педагог по студии, назначенный директором Волгоградского ТЮЗа, собирал команду, вспомнил про нас с Анваром – мы тут же и примчались.

- Ты сегодня одна осталась в нашем театре из той актерской команды. Многие разъехались, кого-то на свете уже нет… Не жалеешь, что 40 лет сохраняла этому театру верность? Ведь в актерской судьбе она, верность, не всегда залог счастья и успеха.

- Вопрос не простой. Кстати, возможность изменить судьбу была – известный режиссер, П.Л. Монастырский приглашал в Самарскую драму. Нет, глупо жалеть… Здесь мои корни, мой дом, родные люди. Конечно, бывало всякое: длительные простои, обидное невнимание со стороны режиссеров, несыгранные роли… Запомнилась фраза, сказанная однажды прекрасным артистом Малого театра В.Кенигсоном: «Я играл не то, что хотел, а то, что нужно было театру».

- Мне кажется, у тебя было достаточно много очень ярких ролей. Из давних хорошо помню Наталью в «Трех сестрах». Московский критик дала ей определение «хорошенький зверек», и в этом была точность актерского исполнения. Остро, темпераментно играла ты провинциальную примадонну Коринкину в «Без вины виноватых». Помню даже твою Зою, единственного живого человека в плохом спектакле «Неслыханный мой муж». А Смеральдина из «Слуги двух господ»? Что ты там вытворяла в паре с Виктором Тарасовым – Труффальдино!

- Если учесть, что на эту роль я попала случайно и сыграла ее практически без репетиций. Но она осталась одной из самых дорогих. Так же, как любимым партнером и другом стал Витя Тарасов, красивый, добрый, талантливый человек (светлая ему память).

- Как актриса ТЮЗа ты, естественно, много играла в детском репертуаре. Среди сказочных персонажей есть такие, что принесли особое актерское удовольствие?

- Да я их всех любила! Тем более, что мгновенные, эмоциональные реакции зрителей-детей всегда заражают и подталкивают к импровизации на сцене. Конечно, было радостью выходить лисой Алисой в первом варианте «Золотого ключика», где кота Базилио играл Кашаев. Там у нас был целый музыкальный номер, а попеть-потанцевать для обоих всегда было удовольствием.

Но, пожалуй, действительно особый случай – спектакль «Аленький цветочек», где я переиграла, кажется, все женские роли. Интересно, что именно сказка С.Аксакова была первой прочитанной в детстве книжкой, а главная героиня Аленушка – первой ролью в театре. Здесь, в Волгоградском ТЮЗе, я поначалу была назначена на Капу, старшую сестру, но однажды, заменяя заболевшую исполнительницу, за десять минут до начала спектакля ввелась на главную роль – мой личный рекорд. Но не в том только дело. Это удивительно поэтическое произведение, написанное прекрасным языком. Жаль, что его нет сегодня в репертуаре театра.

- Валя, среди твоих ролей была одна такая – ради которой, может, тебе и в артистки стоило идти. Где ничего не надо было придумывать, где ты существовала в своей стихии, точно зная повадки, пластику, говор своей героини. У нее и слов-то почти не было, а содержания человеческого уйма. Где сразу угадывалось твое происхождение…

- Казачье. Нюру в шолоховском «Нахаленке» я внутренне посвящала матери и бабушке, что жили на Дону, на станции Чир. Я и сама там родилась 20 августа 1942 года, за три дня до той страшной бомбежки Сталинграда. Спасибо Л.Б.Вольфсону, режиссеру спектакля (светлая ему память) за эту роль, да и за многие другие. Его замечательным качеством было умение глубоко, подробно разобрать пьесу и роль, а потом не мешать актеру, доверяя его интуиции.

- Десять лет назад ты вошла в спектакль-долгожитель «Семейный портрет с посторонним». Зрители смотрят его по многу раз – уже, кажется, узнают друг друга в лицо. Здесь определенно существует какой-то секрет…

- Да простой секрет: пьеса хорошая, и мы хорошо ее играем.

- Да у нас, вроде, все пьесы неплохие.

- А дело в том, что в этом спектакле действительно сложилась семья: с живыми родственными отношениями, обилием подробностей, которые всякий раз уточняются, меняются в зависимости от настроения исполнителей, от сегодняшней реакции публики, от неожиданно сказанной реплики партнера. Он, что называется, оброс мясом и продолжает накапливать массу.

- Не надоел?

- Что касается меня, то в день «Семейного портрета» я с утра уже счастлива, даже ноги перестают болеть. Знаю, что и другие радуются. Риточка Ланцева (Катерина, мать семейства) не позволила отменить спектакль, когда в тот день у нее в семье произошла трагедия, и играла просто потрясающе.

- Скажи, а свою Бабку ты придумала или знаешь такую?

- С детства знаю – Анна Наумовна Попова, по мужу Турченкова, моя родная бабушка (царство ей небесное). Помню, как-то пришла посмотреть спектакль двоюродная сестра, так весь вечер проревела – узнала на сцене бабу Нюру. Я внешне на нее совсем не похожа – она была цыганистая, кудрявая, с пронзительными черными глазами – настоящая ведьма!

- Да что ты!

- Правда-правда, однажды соперницу свою прокляла, так та похудела страшно, чуть не померла. Мне говорила: «Кто к тебе будет плохо относиться, тому худо будет». Они с дедом хотели меня удочерить – своя маленькая дочь погибла во время войны.

Надо отдать должное Валентине Ивановне – о своих прародителях она может рассказывать долго и увлеченно, со слезами и смехом, с огромной нежностью и любовью. Прервать ее невозможно, да и не хочется.

- Когда станцию Чир заняли немцы, они устроили там концлагерь открытого типа (без ограды) для русских пленных. Так мой дед, Иван Наумович, помог бежать трем солдатам, потом, после войны, пытался их разыскать, даже к писателю-фронтовику С.С.Смирнову обращался… Работал он на электростанции и постоянно выводил ее из строя – в общем, вредил фашистам, как мог. Он не был партийным, а сыну говорил: «Я в душе партийный больше, чем вы, коммунисты». Бабка же крыла и Гитлера, и Сталина, и коммунистов. Между прочим, художественная была натура, больше всего любила петь да плясать, ее даже приглашали «подишканить» на свадьбах и других праздниках. Грамоты она не знала (в отличие от деда), но любила слушать – дед ей почти всего Шолохова вслух прочитал. И вот однажды, когда она тяжело заболела, лежала, умирающая, в больнице, по радио стали передавать главы из «Тихого Дона» в исполнении М.Ульянова. «Ня так читает!» - заявила Анна Наумовна и… пошла на поправку.

- А как они отнеслись к тому, что ты артисткой стала, еще и замуж за артиста вышла?

- Дед в шутку называл нас «дурманы», в смысле дурим людей. А бабушка больше всего расстраивалась, что муж мой татарин, «бусурман красноглазый». А когда увидела его, и говорит: «Сынушка, а глазочки-то серые, добрые. Ну, живитя, живитя…». Ой, хорошие были люди, чистые, интересные. Так приятно их вспомнить!

- Давай все же вернемся к сегодняшней жизни. Кто и что дает тебе силы работать, форму держать и настроение позитивное сохранять?

- Да театр родной и дает. И я не могу не сказать, что искренне благодарна его нынешнему директору и художественному руководителю Альберту Авходееву, который был когда-то моим молодым коллегой и замечательным партнером. А сегодня я играю в его спектакле «Билли» маленькую, но очень занятную, важную для меня роль 90-летней Мамаши, полной сил, юмора и житейской мудрости. С этим спектаклем мы даже съездили в прошлом году на фестиваль в Саратов, где услышали очень много приятных слов, в том числе и в мой адрес. Значит, есть еще порох в пороховницах!

- В прошедшем сезоне было еще одно подтверждение твоей «боеготовности». Ты стала победителем четвертого областного конкурса исполнителей литературных и музыкальных композиций, посвященного Дню защитника Отечества. На сцене НЭТа (бывшего драмтеатра, откуда вышла в актрисы) при вручении тебе Почетной грамоты просто шквал оваций сорвала!

- Да, это такой стимул! Обязательно постараюсь и в будущем конкурсе участвовать.

Надо признать, что у Валентины Ивановны генетически заложены творческая и общественная активность, и перебороть их не способны ни годы, ни болезни, ни что другое.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.