Неделя с Вампиловым/VII Фестиваль современной драматургии им. А.Вампилова

Выпуск 3-123/2009, Фестивали

Неделя с Вампиловым/VII Фестиваль современной драматургии им. А.Вампилова

 

С 8 по 15 сентября в Иркутске прошел очередной Всероссийский театральный фестиваль современной драматургии им. А.Вампилова. В нем участвовали 15 театров России и других стран. Прошли круглые столы, пресс-конференции, семинары молодых драматургов и режиссеров. Среди почетных гостей была и вдова писателя Ольга Вампилова.

Все мы помним разговор Бусыгина и Сарафанова о музыке. О том, что «музыка нужна людям, когда они веселятся и тоскуют… на танцах и похоронах». Фестиваль Вампилова с его неповторимой иркутско-байкальско-кутуликской атмосферой, несомненно, относится к веселым, радостным, «танцевальным» событиям российского театрального бытия, где музыка очень уместна. Гармонично звучит прекрасная, живая музыка в исполнении «сарафановского» духового оркестра в дни торжественного открытия и закрытия иркутских театральных праздников. И бронзовый памятник драматурга, отлично передающий простоту и величие вечно молодого сибиряка, кажется, весьма благосклонно слушает и эту музыку, и приветственные речи устроителей, и веселый шум сотен почитателей драматургии Вампилова. От памятника до Театра им. Н.П.Охлопкова всего-то сотня метров, лучшего места для старта праздника не придумаешь.

Фестиваль имеет уже двадцатидвухлетнюю историю. Назывался за это время по-разному. Сначала «Вампиловские дни», потом «Байкальские встречи у Вампилова». А с 2001 года утвердилось современное наименование. Есть некоторая путаница. Если считать все минувшие праздники, то этот был уже девятым. Если же считать только фестивали с 2001 года – пятым. Почему-то организаторы назвали нынешний сбор седьмым. Дело, конечно, не в арифметике, но остается важный вопрос: через два года будет уже юбилейный десятый праздник или очередной восьмой фестиваль?

В эти же дни в Иркутске проводился IV Международный фестиваль классической музыки «Звезды на Байкале», на который приехали музыканты экстра-класса, включая и Владимира Спивакова. К сожалению, театралы практически не имели возможности ходить к смежной музе, спектакли шли каждый вечер на трех площадках. Зато, когда часам к десяти вечера мы подтягивались из драматических театров к залу областной филармонии на посиделки-капустники, в освещенных окнах первого этажа неизменно маячила высокая, спортивная фигура знаменитого местного добра-молодца Дениса Мацуева. Именно по зову этого иркутянина и пианиста мирового уровня и собираются теперь ежегодно «Звезды на Байкале».

Два года дается оргкомитету Вампиловского фестиваля для формирования афиши. Приглашение театров в Иркутск – огромная головная боль. И дело здесь не в финансах. Благодаря поддержке областных властей и Министерства культуры РФ эта проблема в нынешнем кризисном году не имела большой остроты. Но выбирать надо из доброй сотни российских и зарубежных театров, мечтающих попасть на Вампиловский. Вроде бы ориентир, согласно названию фестиваля, следует держать на современную молодую драматургию, на открытие новых имен. Но где взять эти имена, эти пьесы, достойные внимания театров, зрителей и высокого звания – участник Вампиловского фестиваля?

На пресс-конференции, предшествовавшей открытию фестиваля, на вопросы журналистов отвечали министр культуры и архивов Иркутской области Вера Кутищева, непременный участник всех фестивалей Валентин Распутин и генеральный директор Вампиловского фестиваля с момента его основания, директор Иркутского академического драматического театра им. Н.П.Охлопкова Анатолий Стрельцов, который, как обычно, стал главным ответчиком на вопросы любознательных, миловидных «акул пера». Он объяснил, что «клипово-гламурная литература» не есть путь Вампиловского фестиваля. В поисках интересных современных пьес с помощью критиков, профессуры, союзов писателей и театральных деятелей РФ был проведен конкурс молодых драматургов. Из 150 пьес, полученных оргкомитетом, к сожалению, не удалось выбрать ни одной, адекватно соответствующей духу Вампиловского фестиваля. Но жюри все же отобрало 10 пьес, пригласило двух московских режиссеров, и в рамках фестиваля состоялись показы и обсуждения экспериментальных постановок. Так что нацеленность на поиск современной драматургии фестиваль сохраняет. Есть надежда, что в следующий раз на его афише возникнет многообещающее новое имя, как это происходило уже на предыдущих вампиловских встречах, когда в репертуаре появлялись Е.Гришковец, В.Сигарев и другие современные авторы. На первой, «застрельной» пресс-конференции и в других выступлениях А.А.Стрельцов много говорил о духе, глубинном смысле и предназначении вампиловских форумов. Иркутский фестиваль давно отказался от награждений по номинациям. Здесь важно философское, нравственное направление, а не формотворчество модных режиссеров по новаторской, эпатажной драматургии. Свою позицию Анатолий Андреевич подкрепляет словами Вольтера о том, что род человеческий не изобрел ничего благороднее и полезнее театральных зрелищ, как для усовершенствования, так и для очищения нравов.

Главным событием нынешнего вампиловского сбора стал спектакль «Братья и сестры» по Федору Абрамову, поставленный Львом Додиным четверть века назад. С этим спектаклем Санкт-Петербургский академический Малый драматический театр – Театр Европы объездил много стран. Везде имел восторженный прием. В последние сезоны осуществляет акцию «Легендарные спектакли Льва Додина по городам России». Маршрут этой акции удачно совпал во времени и пространстве с нынешним Вампиловским фестивалем. В Иркутск приехали все 70 артистов, задействованных в масштабной постановке в двух вечерах. Классический спектакль по достоинству оценили иркутяне, устроив в финале второго вечера овации.

Закрывал фестиваль Театр им. М.Н.Ермоловой. Наверное, из здравствующих режиссеров Владимир Андреев по праву может считаться наиболее искушенным знатоком и интерпретатором драматургии Александра Вампилова. В свое время молодой автор нашел самый доброжелательный отклик у завлита ермоловского театра Елены Леонидовны Якушкиной, затем пьесами иркутского драматурга проникся и маститый худрук. Как оказалось, на всю жизнь. В Театре им. М.Н.Ермоловой ставились все пьесы Вампилова, сам Владимир Андреев своеобразно трактовал и играл Зилова. Не один раз Владимир Алексеевич приезжал в Иркутск. Мне увидеть «Исповедь начинающего» - новый спектакль ермоловцев по нескольким произведениям Вампилова – не довелось. Смотрел в этот вечер пронзительный «Последний срок» на камерной сцене, где в зале присутствовал и автор. Благодарные зрители наградили в тот вечер долгими аплодисментами и актеров, и постановщика Г.Шапошникова, и больше всех – Валентина Григорьевича.

Удалось посмотреть и два интересных спектакля по пьесам А.Вампилова. «Прошлым летом в Чулимске» (режиссер Владимир Орел) привез Тюменский драматический театр. Спектакль покоряет слаженностью ансамбля, глубинным постижением вампиловской истории, произошедшей в таежной глубинке. Сибирские актеры вживаются в характеры весьма органично. Пример подают мастера театра Анатолий Бузинский (Дергачев), Елена Самохина (Хороших), Сергей Оленберг (Шаманов). Энергично заражают зал искренностью одаренные молодые артисты Ольга Зотина (Валентина) и Максим Шабалин (Пашка).

«Утиную охоту» на камерной сцене показал Государственный академический Русский театр для детей и юношества им. Н.Сац (Алматы). Поставил спектакль и сыграл главную роль Дмитрий Скирта, который «заразился» Вампиловым, еще учась в Иркутском театральном училище в начале 90-х. Спектакль, на мой взгляд, получился не просто волнующим, а по-настоящему будоражащим и при этом – трепетным и романтичным. Возможно, он не стал эпохальным событием, разгадкой главной вампиловской пьесы, о чем справедливо пишет в большой доброжелательной рецензии, опубликованной «Восточно-сибирской правдой», Александр Баталин, хорошо знавший в свое время Александра Вампилова и несомненный знаток его творчества. Но, думаю, на такую цель и не замахивались создатели спектакля. Дмитрий Скирта, творчески следуя за автором, четко и внятно выстроил сложную композицию пьесы. Своеобразна и зрелищна пластика всех персонажей. Неожиданна и образна сценография (художник В.Пономарев). Лежащая на сцене надувная резиновая лодка становится и ложем, и диваном, и стенкой, которая разделяет героев в ключевых сценах. С интересными работами хочется поздравить, кроме самого создателя спектакля, Ольгу Бобрик (Галина), Е.Ефремова (Кушак) и всех других исполнителей, представших слаженным актерским ансамблем.

Порадовал и своим уровнем, и полным соответствием нравственно-философскому кредо фестиваля Театр драмы и комедии на Камчатке, едва ли не самый верный и постоянный участник вампиловских сборов в Иркутске, который привез на этот раз известную драму «Вдовий пароход» И.Грековой и П.Лунгина. Неутомимому «капитану» дальневосточной труппы Валентину Зверовщикову и его умелым «матросам» удалось внести в коммунальную послевоенную драму столько веселых, мажорных красок и прекрасных песен, что этот «пароход» оставил самое светлое послевкусие, несмотря на изначально тяжелый материал.

Тепло принимались в иркутских залах также спектакли польского Театра Людовы из Кракова, показавшего пьесу Я.Гловацкого «Антигона в Нью-Йорке», Новосибирского драматического театра «На левом берегу» с пьесой А.Слаповского «Не такой, как все», московского театрального объединения «Провинция», сыгравшего «Бабилей» по рассказам Ф.Абрамова, Кемеровского театра для детей и молодежи со спектаклем по Ч.Айтматову «Пегий пес, бегущий краем моря». Звонкую ноту в многоголосый фестивальный хор внесла заводная театральная молодежь Ярославского театрального института со спектаклем «Дульсинея Тобосская» А. Володина. А выступление в последний день омской «Галерки» с поэтическим спектаклем «Сергей Есенин» явилось прологом гастролей этого интересного коллектива, примыкающих к фестивалю. На этот раз театр привез в Иркутск (а затем в Улан-Удэ) сразу четыре пьесы Степана Лобозерова в постановке своего неизменного худрука Владимира Витько.

Проведя счастливую неделю в Иркутске, наблюдая редкостное единение сотен и сотен людей – зрителей всех возрастов, актеров, режиссеров, опытных критиков и наивных студентов местного театрального училища, словом, всех, кто так или иначе участвовал в вампиловском сборе 2009 года, я все время искал ответ на простой вопрос: в чем секрет успеха этого театрального праздника?

Думаю, Иркутскому театру и Вампиловскому фестивалю повезло с таким директором. Повезло и Анатолию Андреевичу, которому есть куда вкладывать свой недюжинный организаторский талант. Таких театральных топ-менеджеров на российских просторах немного.

Успешному творчеству весьма способствовала и четкая, круглосуточная работа штаба фестиваля, возглавляемого правой рукой А.Стрельцова, энергичной и неутомимой Ольгой Данилиной.

Свою «капустную» лепту в атмосферу праздника внесли практически все театральные коллективы, выступавшие со сцены ежевечерней «Чайной». Уже четырнадцать лет все вампиловские «Чайные» открывает и ведет сверкающая остроумием, импровизационной находчивостью, вокальным мастерством тройка заслуженных артистов – Яков Воронов, Николай Дупаков, Владимир Орехов. А другая тройка замечательных артистов Театра им. Н.П. Охлопкова – Степан Догадин, Евгений Солонинкин, Игорь Чирва – своими юмористическими номерами способна довести до слез самых непробиваемых зрителей.

Это все слагаемые общего успеха. Но главный секрет, думаю, все же в другом. Иркутский театр им. Н.П. Охлопкова для Александра Вампилова – главный театр в его трагически короткой драматургической судьбе. Здесь он читал свои пьесы. Здесь помогал режиссеру В.Симановскому ставить своего «Старшего сына», здесь у него было много друзей и подруг. И присутствие вампиловской ауры, несомненно, ощущается в прекрасном здании иркутского театра. Ее хранят, поддерживают, оберегают и продолжают актеры, лично знавшие Сашу или Саню, как его многие звали в молодости. Это, в первую очередь, патриарх театра, народный артист России и Почетный гражданин Иркутска Виталий Константинович Венгер. Именно его талантливой, прекрасно изданной книгой «Птицы небесные» награждали практически всех артистов и режиссеров – участников нынешнего фестиваля. Это и заслуженная артистка РФ Елена Мазуренко, первая исполнительница роли Тани в «Прощании в июне». Именно ей Саня Вампилов сказал как-то ночью на посиделках в общежитии «Коммерческого подворья»: «Когда я разбогатею, Ленка, я всем молодым актрисам нашего театра куплю лаковые сапоги. Ты какой цвет хочешь?»

Довелось увидеть и Галину Мерецкую, и Тамару Олейник, и Тамару Панасюк, и Эмму Алексееву, и Валерия Жукова (простите, кого не углядел и не назвал) – тех самых актеров-вампиловцев, которые провели немало счастливых и беззаботных часов с будущим классиком – «сибирским Чеховым», а тогда просто начинающим драматургом и компанейским парнем.

Фотогалерея

Наталья Павловна, 16 июля 2010
Добрый день! Прочитала пьесу Ольги Данилиной "Бог шельму метит", очень понравилась, хотелось бы прочитать вторую историю (из серии "Две истории про это"), но найти не могу. Подскажите, пожалуйста, контактный адрес автора(e-mail или сайт). С благодарностью, Наталья Павловна.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.