Тольятти

Выпуск №4-124/2009, В России

Тольятти

 

Вспомнилась довольно древняя реклама с Михалковым в космическом корабле, где он рассуждает о том, что самые красивые девушки живут в Тольятти. На девушек я, понятное дело, особенно не заглядывалась, но сам город оказался чрезвычайно симпатичным. Город молодой, строился людьми взрослыми и разумными. А посему не имеет, конечно, древней печальной истории и различных исторических же мест. Зато удобен, просторен и позитивен. Здесь намеревались хорошо зарабатывать и хорошо, с комфортом жить. Сколько-то воды в Волге утекло, я сама лично пару-тройку «Жигулей» изъездила, «ВАЗ», говорят, то ли закрывают, то ли сильно сокращают. Возможно, он свою задачу и вправду выполнил. А городок продолжает жить позитивно. У театра «Колесо» есть уже и история, и два хороших здания, и активная, работящая труппа. И нельзя не заметить красоту директора театра Татьяны Корабельниковой, помимо ее исключительных деловых качеств.

Вниманию критиков были представлены три спектакля в городе и один «на выезде» в Москве, где в театре «Еt ceterа» в связи с юбилеем мэтра Петра Львовича Монастырского была дана «Варшавская мелодия» в его постановке. В зале присутствовала первая исполнительница роли Гели - Юлия Борисова, ее приветствовали стоя, что было и трогательно и торжественно. Тем более приятно отметить, что Юлия Константиновна прекрасно выглядит: стройна, свежа. Остается только посетовать, что она так редко радует своим присутствием и поблагодарить театры «Колесо» и «Et cetera» за эту приятную встречу. Постановщик на торжестве не присутствовал, но обратился к залу с экрана и выглядел, надо отметить, тоже очень хорошо. Программку предваряет пространное обращение Петра Монастырского к зрителю – размышление о времени, о политике, о нравственности и, собственно, о пьесе. Мэтр неоднократно обращался к ней на протяжении своей творческой жизни. В данном случае ему, кажется, захотелось новизны, вследствие чего из спектакля практически исчез политический аспект. Этому тоже дано объяснение в обращении: «Никакой репрессивной политики, только два обнаженных сердца на ладонях. Только он и она!». Что получилось в этом случае? Лишенная политической причины расставания героев трагическая история превратилась в тривиальную любовную, достаточно долговременную интрижку, где герой поматросил наивную польскую девушку, да и бросил. Героиня (Ирина Малышева) чрезвычайно трогательна и женственна. В ней присутствует, помимо акцента, очень уловимая «иностранность», именно как странность, непохожесть на всех, почти сказочность. Как бы скромно не была одета – все равно чужеземная принцесса. Герою (Олег Ринге) было труднее: надежный, хороший, искренне любящий парень оказался или тряпкой или подлецом, что в жизни случается сплошь и рядом, но пьеса все же была не про то, что сплошь и рядом, а про настоящую любовь, убитую извне. Даже не убитую, а запрещенную, но сохраненную на всю жизнь. И если «хороший парень» дается Олегу легко, то перестроиться в «подлеца» или «тряпку» удается не очень.

Проверенные временем кадры выступления Булата Окуджавы в Политехническом музее, которые транслировались с экрана в левом углу сцены, никак не вплелись в ткань спектакля. И по причине разной стилистики, и потому, что, как было известно многим зрителям, выступление это происходило гораздо позднее обозначенного в пьесе времени. Пусть бы просто звучали его песни, но сам Булат Шалвович с экрана слегка «переиграл» героев.

Следующий спектакль «Колесо» показал нам уже дома, на большой сцене – «Свадьба Кречинского» А.Сухово-Кобылина под названием «Картины прошедшего. Эпизод I». Таким образом, надо полагать, что предстоят еще два эпизода для завершенной трилогии. Постановка Михаила Чумаченко, который носит в этом театре солидное и несколько загадочное название «консультант» (не будь я знакома с этим милейшим человеком, подумала бы о мессире Воланде). Спектакль яркий, шумный, противоречивый, стремящийся к новизне, современности, смене стереотипов. Особую нагрузку несут сценография и костюмы (художник-постановщик Максим Обрезков) – они тоже очевидно стремятся, и за этим стремлением не всегда успеваешь. И думаешь, что по сравнению с «Делом» и «Смертью Тарелкина» пьеса достаточно традиционна и реалистична, а уже столько странностей – что же будет в «Эпизоде II» и «Эпизоде III»? Бликующий задник черного стекла, обычная мебель. Сцену посередине делит пополам вращающаяся арка, вроде бы каменная. Не сразу понимаешь, что сама сцена является биллиардным столом, судя по лузам в углах и ударам кия в звуковом оформлении (композитор Алексей Пономарев). Отчего бильярд, если речь идет об игре в карты? Наша жизнь, конечно, игра, но бильярд ли? Девушки под русский народный напев лузгают семечки. Стало быть, пасторальные воспоминания о деревне. Но одеты деревенские девушки в стиле первого бала Наташи Ростовой. Эти девушки-лацци будут впоследствии переодеты гимназистками следующей эпохи. Первая сцена, знакомящая нас с Кречинским (Юрий Ганюшкин) и его верным камердинером Федором (Евгений Быков). Федор заботливо ухаживает за барином и ностальгически вспоминает те далекие годы, когда барин учился в университете, и вообще молодость, как это свойственно старикам. В то же время артисту на вид лет двадцать – не странно ли? Привлекает внимание обилие часов на сцене, больших и маленьких. Это должно как-то привлечь нас к теме времени, но, кроме волшебно юного Федора, на быстротечность или наоборот вечность ничто не намекает. Является Расплюев (Виктор Дмитриев) – проигравшийся, избитый. Очень хороший артист – убедительный, острый. Но в таком растерзанном виде, с подбитым глазом он остается на протяжении почти всего спектакля. И ему доверяют не только отнести дорогой букет приличной барышне, но и доставить туда-сюда немыслимой ценности солитер (здесь он для понятности называется бриллиантом), значительные суммы денег. Ей-богу – странно. Положительных персонажей здесь нет. Муромского (ремарка – зажиточный ярославский помещик, деревенский житель) прекрасно играет Евгений Князев – видна мастерская школа, опыт, талант. Но разве это деревенский житель? Ни в коем случае. Вальяжный городской барин. Юная, любящая, обманутая Лидочка (Ольга Шкрыль) более всего напоминает циничную Липочку из «Банкрота» Островского. В тексте таких ассоциаций не найти, но, чтобы не было сомнений в сущности ее истинной натуры, на званый вечер к возлюбленному, где ей предстоит стать (или не стать) невестой, девушка является в донельзя обтягивающем все, что можно, костюме для верховой езды со стеком. Фигурка хороша – просто загляденье (девушки в Тольятти действительно на славу), но такую и обмануть не грех. В чем же будет состоять вина Кречинского? Тонкая, красивая, женственная актриса Наталья Дроздова являет нам Тетушку сексуально озабоченным монстром, задирая юбку и совершая соответствующие телодвижения. А костюмы меняются с зеленых на синие, а в музыке явственно проступает «Мурка», одно зло борется с другим, и если один порок наказан в лице разоблаченного Кречинского, то он был далеко не последним. Просто бал у сатаны какой-то. Может, Вы и вправду Воланд, господин консультант?

Нет, не Воланд, а большой фантазер и разноплановый режиссер, что стало видно из спектакля «Утиная охота» на малой сцене театра «Колесо». Прежде всего, этот спектакль показался мне светлым и позитивным, как ни странно это по отношению к пьесе. Молодая в основном команда, не считая Кушака в прекрасном исполнении уже знакомого опытного актера Виктора Дмитриева, очень осознанно, очень «ансамблево» сыграла нам небольшой отрывок из жизни хорошего парня Вити Зилова (Олег Ринге) и его настоящих друзей. Снова были некоторые нестыковки в оформлении (художник Николай Бобров), досадные, но не мешающие. Не буду и останавливаться на мелочах. Не было трагедии, не было беды, да и до кризиса среднего возраста ему еще рановато. Была жизнь. Вот он проснулся один в квартире в резиновой лодке от поочередных звонков будильников, спрятанных в разные места, вплоть до холодильника. Придумано здорово, но, думаю, не тот человек Зилов, чтобы так просчитывать свое утро с похмелья. Конечно, не тот. Это друзья позаботились. Проснувшись, он вспоминает, что предшествовало этому одинокому пробуждению. Да, он дурил, он метался, обманывал жену, издевался над начальником, хамил друзьям, обидел хорошую девушку, получил за дело по морде от единственного напарника по любимой охоте. И дело в том, что друзья у него настоящие. Кузаков (Максим Мельников), Саяпин (Алексей Бурцев) и Зилов кажутся ребятами из одного двора – они с детства вместе, все знают друг про друга, и дружить им еще долго-долго, возможно, всю жизнь. В спектакле из-за молодости исполнителей есть очень важное ощущение продолжаемости жизни. Кто знает, вернется ли к герою жена Галина (Анастасия Павлова) или простит его Ирина (Екатерина Бешанова), а скорее всего, будут другие встречи. И поедет с Димой (Евгений Фарапонов) на охоту. Дима, кстати, тоже не однозначный подлец, не «черный человек», каким его обычно играют. Он выглядит постарше остальных, настолько же мудрее и основательнее. Возможно, его не ждет столь интересное будущее, но у него, безусловно, есть интересное прошлое. Он мягко двигается, негромко говорит, сдержанно улыбается. И, согласитесь, кто-то же должен был остановить не в меру разбушевавшегося Виктора. А на охоте он, очевидно, незаменим. Вероятно, не с тем посылом писал Вампилов, но сколько же воды утекло в Байкале, сколько всего случилось с нами – приходится вносить коррективы в прочтение. Михаил Чумаченко очень точно и тонко это почувствовал и воплотил со своими артистами.

Завершала знакомство с театром постановка М.Фейгина «Кровавой свадьбы» Лорки в немыслимо красивом оформлении художника О.Кулагиной. На сцене просто большой белый прямоугольник, функционирующий всеми гранями и сверху и внутри. От этого белого цвета, от света есть ощущение Испании, ощущение зноя, иссушающего и воспламеняющего все вокруг. В кадках сохнут деревья. На авансцене большая бочка с водой, к которой так и хочется припасть и освежиться. Завораживающе красивы, пастельно размыты цвета костюмов и вообще всех тканей, которым отведено большое место в спектакле. Колористика очень высокой культуры. Вспомнился рассказ, как Вячеслав Зайцев никак не мог добиться необходимого оттенка белого платья у героини Анастасии Вертинской в фильме «Безымянная звезда» и, наконец, придумал продержать его ночь в молоке. В чем держала эти ткани художница, даже представить невозможно, но эффект удивительный. Гармонично музыкальное оформление Д.Капырина. И работа балетмейстера Т.Борисовой выше всяких похвал. Артисты играют прекрасно практически все. Чувствуют ритм и музыку Лорки, чувствуют Испанию, чувствуют друг друга. Нельзя не выделить великолепную работу Ольги Самарцевой в роли Матери. Она как точнейший камертон в самом начале задает нужный тон, и ее нота звучит над всеми пронзительно и точно. Отменно хороша собой (и все-таки в Тольятти!) и нежна Невеста (Светлана Левичева), покоряет испанским темпераментом Леонардо (Олег Ринге). Есть некоторые затянутости, возможно, действие перегружено дополнительными стихами, которые прекрасны, но их обилие иногда несколько убаюкивает и снимает необходимое напряжение. В целом же спектакль очень и очень хорош и вернул мне несколько подзабытую любовь к Лорке.

Сами видите, как было интересно и разнообразно в этом красивом, добром, гостеприимном городе. Желаю театру процветания и движения, исходя просто даже из его названия.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.