Уникум Хуциевой

Выпуск №4-124/2009, Портрет театра

Уникум Хуциевой

 

Дом актера на Арбате не раз становился колыбелью для театра-младенца, яслями для театра, только встающего на ноги. Так было с мастерскими Фоменко, Калягина, Джигарханяна… Сегодня в крохотном зале на седьмом этаже Дома актера пробует свои силы еще одно дитя, пригретое еще Маргаритой Эскиной: Камерный театр Ирины Хуциевой. Возможно, пока о нем слышали немногие – только истинные театралы и «небожители» с седьмого этажа. Но, думаю, скоро об этом театре будут говорить, он появится на страницах журналов и газет. Потому что в отечественной режиссуре последних лет многое спорно, а недавнее явление Ирины Хуциевой – уже неоспоримо.

Сегодня театру трудно удивить публику: он, многоопытный старец, превратился вдруг в наивного младенца, стремится и не может соперничать с кинематографом, стирающим грани реального и виртуального. Тяготение кино к матричному существованию опережает движение техногенного мира. Совсем иное предназначение у театра: он весь – в нюансах, в эволюции души, его среда обитания – подлинный мир, а не игрушка программистов. Театр, где зритель и артист почувствуют себя равновеликими миру, создает сейчас в Москве Ирина Хуциева.

Небольшой круглый зал, публика в основном своя – староарбатские знатоки. Никаких особых декораций, минимум работы костюмеров, актерам приходится играть так, чтобы зритель мысленно видел все, чего недостает на сцене. И, странное дело, зритель начинает видеть это «невидимое» так, словно перед ним брезжит точная предметно-событийная голограмма жизни персонажей пьесы…

Театр часто называют «лобным местом», путая место казни с местом святого преклонения лба. Этот крохотный зал в Доме актера, верно, обладает исключительно позитивной энергетикой. Хорошая точка отсчета.

Театр Ирины Хуциевой начался несколько лет назад, с создания экспериментальной площадки в колледже искусств Министерства Культуры РФ в Подмосковном городке Щербинка. Ирина преподавала там актерское мастерство. Студенты учились всему и сразу: актерскому мастерству, пению, игре на музыкальных инструментах. Только ко второму курсу выбирали специализацию. Но эксперимент был признан обременительным для городского бюджета. Колледж закрыли, а созданный при нем учебный театр был превращен в целевой платный курс Театрального училища им. Щепкина. Все хлопоты об оплате Ирина взяла на себя, четыре года подряд обивала пороги спонсоров и выпрашивала по миллиону рублей в год…

Так с первого курса учебы в «Щепке» стал формироваться театр, со своими трудностями и особенностями. Дважды за время обучения этот (студенческий тогда) театр ездил на длительные гастроли в Германию. Там к деятельности Хуциевой сразу отнеслись с большим пиететом. Для Запада психологический театр – нечто вроде непостижимой экзотики. Германия, где Ирина в молодости жила несколько лет, вдруг проявила огромный интерес к творчеству ее театра. Сейчас он стал проектом «Русско-немецкий молодежный театр».

Зрительское ощущение от постановок И.Хуциевой сравнить не с чем. Повторяю, зал маленький, актеры – рядом. Но через несколько минут забываешь про условность ситуации и начинаешь жить вместе с героями, сливаясь с ними. Как и почему это происходит? Вероятно, влияет подсказанная режиссером способность актеров создавать неповторимый пазл деталей. «Стеклянный зверинец» Т.Уильямса, «Четвертый стул» Т.Гуэрры, «Еще один Джексон, или Перебор» Х.Бергера. По силе драматургии, жанру и стилю три совершенно разные постановки. Но режиссерская изобретательность превращает их в своеобразную трилогию. Вместо мыслимых трех сценических решений – без преувеличения триста, и все мотивированы и уместны. Все работают на иллюзию того, что актеры проживают жизнь своих персонажей именно здесь, именно сейчас.

Вероятно, проявляется другая специальность Ирины – эксперта в области построения деловых и личных коммуникаций. На своих семинарах, которые проходили в нескольких городах России, она всего за неделю превращала пришедших, что называется, с улицы людей в счастливцев, нечаянно-негаданно открывших в себе актерские способности. Ее крайне необычный опыт известен за рубежом. Некоторое время она преподавала в Гамбурге, а потом получила предложение поработать в США.

Но главным для И.Хуциевой остается все же ее театр. Здесь разные человеческие истории с поразительной достоверностью разыгрываются людьми, похожими на нас с вами. Кропотливо подбираются исполнители, режиссер не обращает внимания на их опыт и регалии, «цепляясь» лишь за субъективно важное — способность к чуткости, незамутненной никаким внешним лоском. Ей хочется, чтобы в ЕЕ театре истории рассказывались людьми, ничуть не похожими на рекламные лица. Так получается коллекционное произведение сценического искусства, штучная вещь. Знатоки театра на Западе, покоренные этим методом, пытаются найти у себя аналоги – безуспешно. Есть ли аналоги у нас? Наверно. Только кто подскажет адрес?

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.