Новокузнецк

Выпуск №5-125/2010, В России

Новокузнецк

 

Премьера сказки «Морозко» в постановке Светланы Свирко (Санкт-Петербург) состоялась 29 ноября и 3 декабря на сцене Новокузнецкого театра драмы.

О том, что времена года часто оказываются основным мотивом творчества, не стоит и говорить: такова классическая традиция шедевров музыкального, изобразительного, поэтического да и других видов искусства. Но смена времен года столь же безусловно отражается и в нашем восприятии – и явлений жизни, и произведений искусства.

«Морозко» на новокузнецкой сцене дети воспринимают с очень живым интересом - прежде всего потому, что в основу сценографии и композиции сказки положен резкий контраст между теплом и холодом. Чем более трескуч зимой мороз, «тем слаще мед огней домашних». Как в прямом, так и в метафорическом смысле, который и использован художником-постановщиком Дарьей Мухиной (Санкт-Петербург). Мерцающий холодный свет зимнего леса в сине-зеленых тонах царит на сцене, но когда центральная ель раскрывает свой внутренний объем, нас словно обволакивает желто-оранжевое тепло интерьера крестьянской избы. Герои сказки противопоставлены друг другу по этому же принципу: каждый из них – носитель либо внутреннего тепла, либо холода. Душевное тепло Насти (Ольга Николаенко) – это стержень ее личности, помогающий противостоять внешнему холоду, а сидящая в тепле Маша (Екатерина Санникова) так холодна сердцем, что на морозе мгновенно ослабевает.

Автор инсценировки и режиссер спектакля Светлана Свирко использовала контраст и в самой подаче сценического материала: сказка не только сказывается, но и разыгрывается скоморохами Хорошо (Сергей Долгополов) и Худо (Вера Кораблина). Они активно общаются с детьми, «заводят» персонажей и наполняют спектакль стихией разговорного языка, ярморачного веселья, пения и плясок – все это в полном соответствии с традициями русской народной драмы. Стремление режиссера-постановщика возродить интерес к национальной культуре воплощается и в игровой интерактивной викторине по русским народным сказкам, предложенной скоморохами маленьким зрителям в экспозиции спектакля.

Атмосфера фольклорного творчества, вдохновенной удали поддерживается интересными работами актеров Андрея Шмакова в роли Папаши, Ирины Шантарь – Мачехи, Инны Романовой – Мыши и Птицы и молодых дебютантов Сергея Долгополова и Екатерины Санниковой. Сыграть и достоверно промотивировать предательскую отстраненность отца, не теряющего нежной любви к дочери, – задача не из легких, но Андрею Шмакову ее решение блестяще удается. К тому же актер радует зрителя истинной музыкальностью и хорошим вокалом. Скоморох Хорошо в исполнении Сергея Долгополова и впрямь столь хорош, ослепительно улыбчив и мажорен, что пластичная легкость его существования буквально вовлекает зрителя внутрь спектакля. Задиристая, горластая, яркая певунья и плясунья Маша в задорном исполнении Екатерины Санниковой – серьезная заявка на появление в театре молодой талантливой острохарактерной актрисы.

В полной мере освоить природу спектакля, почувствовать вкус к его компонентам удалось пока не всем исполнителям. При наличии красоты облика и плавности линий молодой актрисе Ольге Николаенко явно недостает внутренней гибкости и проникновения в суть характера своей героини. Интересно найденная угловатая пластика Веры Кораблиной в роли Худо выглядит убедительно, но однозначно, обедняя образ и лишая его необходимого объема.

Спектакль обманывает банальные ожидания: привычная сказка про Морозко оказывается не волшебной, а игровой. Виртуозно игровым должно быть и ее актерское наполнение. В большинстве сцен так и происходит, и тогда сверкает озорными интонациями игра слов в диалогах, остроумно сближаются, дополняя друг друга, элементы фарса, балагана, кукольного и музыкального театра. Обычно требования к спектаклям утреннего репертуара в театре не идут дальше зрелищной яркости и сюжетной занимательности. Сказка «Морозко» вправе занять более значительное место в репертуарной афише. Пусть рождественские звезды, венчающие верхушки сценических елей, сияют юным и взрослым зрителям этого спектакля, напоминая не только о красоте зимнего леса, но и о вещах куда более вечных!

Сегодня совершенно очевидно, что выросло уже не одно поколение, воспитанное на западноевропейских и американских сказочных героях. Вопрос не в том, что Иван-царевич привлекательнее Гарри Поттера, а в том, что без любви к отечественной культуре самостоятельной личности не сформируется.

Фото Егора Чувальского

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.