Санкт-Петербург

Выпуск №5-125/2010, В России

Санкт-Петербург

 

Традиционно долгий на подъем Малый Драматический театр за последние полгода выдал сразу две премьеры. В июне сыграли спектакль по У.Голдингу «Повелитель мух», ремейк одноименной постановки 1986 года. В октябре – «Прекрасное воскресение для разбитого сердца» по пьесе Т.Уильямса «Прекрасное воскресенье для пикника». Обе Лев Додин создавал силами молодых артистов своего театра. Словно продолжая дореволюционную традицию раздельного обучения, в спектаклях этих он развел по разные стороны мужской состав и женский. В «Повелителе мух» нет ролей для женщин, в «Прекрасном воскресенье для разбитого сердца» не участвуют мужчины.

И хотя, на первый взгляд, между двумя новыми наименованиями в афише МДТ нет почти ничего общего ни по тематике, ни по форме, после премьер стало ясно, что они в целом – об одном. О человеке, которому выпало жить в XXI веке.

Еще до того, как состоялся генеральный прогон «Повелителя мух», Лев Додин настаивал на том, что спектакли 1986-го и 2009-го будут сильно различаться. И дело не в составе исполнителей. В том, двадцатипятилетней давности, играли Петр Семак, Григорий Дитятковский, Игорь Скляр, покойные Владимир Осипчук и Сергей Бехтерев... В новом – Данила Козловский, Владимир Селезнев, Станислав Никольский, Александр Быковский и другие… Написана новая инсценировка романа. Сохранились лишь некоторые мизансцены и страшные декорации Давида Боровского, восстановленные по эскизам. В центре сценической площадки – остов рухнувшего самолета, на котором попали на необитаемый остров тринадцать мальчишек. В нем им предстоит жить, спать, варить себе суп, ругаться, мириться и даже убивать друг друга. Груда искореженного металла будет в разных сценах и трибуной для выступления вожаков «стаи» Ральфа (Данила Козловский) и Джека (Владимир Селезнев), и холмом, за которым прячется придуманный детским воображением или на самом деле существующий Вельзевул, Повелитель мух.

На заре перестройки Додин взял в руки том Голдинга для того, чтобы поставить историю о человеке в кризисной ситуации. Способен ли он сохранить человеческое лицо? Слова самого Голдинга: «Назначение художника - дать людям понять их собственную человечность», - были ключевыми в том спектакле. Спустя 5 лет, в 1991-м, Додин вернется к этому тезису в «Бесах», только развернет его еще более мощно. В стране того времени, жившей в страхе и с надеждами, режиссер Лев Додин на примере истории двух честолюбивых мальчишек, которые боролись за власть над сверстниками (кто силой, а кто убеждением), ставил о том, что в мире правит сильнейший. Тот, кто, как Джек, может накормить свою стаю. Пустые обещания и слова-слова-слова, которыми «кормил» Ральф, никому были не интересны. Додин понимал, что, какими бы жестокими ни были действия, пора к ним переходить от разговоров. СССР был на грани распада, и люди устали от нестабильности. Им нужна была поддержка и уверенность в том, что завтра будет лучше. А может, даже хорошо.

В Малом драматическом, думается, понимали, что хорошо не будет, но надеяться можно и даже нужно.

«Повелитель мух» в 2009-м – постановка иного рода. В контексте современности она намного более жестока. Додин не случайно вернулся к этому материалу. Его можно сколько угодно обвинять в сухости, в жестокосердии, но дух времени этот режиссер чувствует как никто другой.

Когда этот «камбек» задумывался, ни о каком мировом финансовом кризисе и речи не было. О нем, может, и знал кто-то «наверху», простые же люди жили, копив копейки в своих кубышках. Все было относительно ровно и гладко. Но Додин начинает репетировать, в мире рушатся денежные пирамиды, лопаются банки, начинаются всем известные последствия, и в Малом драматическом выпускают историю про то, что надежды нет. Мы пережили перестройку, распад страны, в которой прожили более 70 лет, смену власти, падение рубля, банкротство заводов и предприятий… Мы надеялись. Но чуда не произошло. Время на дворе снова смутное.

Додина в этом спектакле не интересует частная судьба. Он мыслит масштабнее, в формате целого мира. Именно в мире, по его мнению, нет тенденции к улучшению. Скорее всего, впереди – пропасть. Таковы итоги, признать которые надо иметь большую смелость. У Льва Додина она есть.

Главный вопрос в том, есть ли она у его молодежи? Носитель идеи власти террора Джек - Селезнев – ограничен и одержим только одной мыслью: «уделать» Ральфа. Ральф же в исполнении Данилы Козловского – не просто «хороший английский мальчик». Он – слюнтяй, нюня, мямля. Абсолютное ничто, не способное на поступок. Нюней и тряпкой должен вроде как быть пухляк Хрюша (Александр Быковский). Но даже он оказывается сильнее своей готовностью служить сильному. Ральф же, на которого в 1986-м Додин возлагал большие надежды, в 2009-м оказывается тем самым добром, которое хуже зла. В первую очередь – своей недееспособностью. Признавать правду, понимать, что «зверь внутри нас», способен в этой компании только один человек – Саймон (Станислав Никольский). Но его Джек забивает, как только обнаруживает силу и мощь в нем. И именно за гибель тонкого и болезненного мальчика Саймона Додин более всего винит Джека и его приспешников. Саймон берет на себя грехи человеческие. Ральф же поступает как Иуда, своим бездействием позволив пролиться крови. А Джек – он вечный Вельзевул, дьявол, который искушает и в итоге завладевает детскими душами. И в этом Лев Додин настолько уверен, что делает неприкрыто театральный финал. В новой редакции в костюме летчика, прилетевшего на остров спасти детей, оказывается именно Джек. Выхода нет. Все обречены. Зло бесконечно. Спасения не будет потому, что человечество выбрало путь насилия и охоты на себе подобных.

«Прекрасное воскресение для разбитого сердца» - постановка, которая легка и светла только на первый взгляд. Копнуть глубже – она глубока и рифмуется с сегодняшним днем. Everybody loves the winners, пела Лайза Минелли в мюзикле «Кабаре». Мир не любит лузеров. На коне только победители.

По сути дела Лев Додин постановкой этой пьесы Тенесси Уильмса выступил против гламура и циничности нашей сегодняшней жизни, в которой не находится места для честных, непутевых, зато славных людей. Неудачников наш мир не очень-то жалует. Америка не услышала своего сына. В XXI век жители Штатов вошли с белоснежной улыбкой и вечным «ок’еем». Только приносит ли эта напускная бодрость счастье людям? Большой вопрос. В Малом драматическом считают, что нет.

Этот спектакль можно было бы назвать именем картины Педро Альмодовара «Женщины на грани нервного срыва». В ней действуют четыре актрисы. Двое мужчин появляются только в их словах. На раскаленной крыше, где происходит действие, им места не находится. Здесь жарит цыплят глуховатая хлопотунья Боди (Ирина Тычинина). Здесь отжимается, приседает и встает на мостик от любовной тоски Доти (Елизавета Боярская). Она ожидает звонка от любимого, не выпуская из вида телефон, который, по всем известному закону, так и не зазвонит. Когда слишком сильно чего-то хочешь – это никогда не случается. А преподавательница гражданского права Доти очень-очень хочет, чтобы ей позвонил, как обещал, директор ее колледжа, соблазнивший ее на заднем сиденье шикарного кабриолета. Но газетная светская хроника сообщит ей, что обожаемый Ральф уже нашел себе невесту, богатую и именитую барышню, а не преподавательницу в глупых очках и смешных пузырящихся панталонах, которая снимает с подружкой дешевенькую квартирку. Деньги к деньгам. Ральф – персонаж другой сказки, в которую Доти никогда не попасть.

Есть на этой крыше еще два персонажа – безумная соседка девушек Мисс Глюк (Уршула Магдалена Малка) и коллега Доти красавица Элена (Елена Соломонова). Они очень разные барышни, с разными целями и разной судьбой. Но у всех у них – оголены нервы и разбито сердце. И каждая находит свой способ его склеить. Но места склейки все равно видны. И от этого уже никуда не деться.

У Мисс Глюк умерла мама, последний и единственный человек, любивший ее. И она не нашла другого выхода, как «двинуться». Ходит в полосатом халате, страдает диареей и то и дело начинает горько рыдать. Она не может находиться одна, потому каждый день приходит на кофе к Боди.

Боди, грубоватая и даже мужиковатая в неожиданном исполнении Ирины Тычининой, точно навсегда останется старой девой. Не потому, что ее не сможет полюбить ни один мужчина. Она сама, застенчивая, закомплексованная, не допустит к себе никого. Она прикрывает нелепым искусственным цветком свой слуховой аппарат, только привлекая таким образом к нему внимание. Она заботится об их с Доти быте, ходит в магазин, увлеченно обсуждает меню на день. И с собачьей преданностью охраняет ее от внешнего мира. Когда мир пытается проникнуть в их жизнь в виде прекрасной Элены, Боди, поняв, что сейчас она расскажет новости светской хроники ее подруге и та будет страдать, обсыпает красотку мукой.

В этом гротескном и эксцентричном квартете, где Уильямс главную роль отдал Доти, у Додина солирует Боди. Она – крепость и оплот. Она и сама не нарушает свою цельность и своей жизни, и другим не дает подступиться к тому, что принадлежит ей. У нее есть брат, которого она прочит в мужья своей подруге. Мы его не увидим. Но ясно, что это очень неплохой человек и, возможно, у него, как и у этих девушек, чем-то (или кем-то) разбито сердце. Но у него нет кабриолета, и для Доти он словно не существует.

В финале, когда газета прочитана и точки над «i» расставлены, Доротея, переодевшись в красивое платье, отправится туда, где хотела оказаться меньше всего на свете: на пикник на озере «Разбитое сердце» в компании глуховатой подружки и ее брата. Доти-Боярская не впадает в истерику. Не проклинает судьбу. Деньги к деньгам. У каждого свое место в этой жизни. Она этого не признает. Но и не противится. В ней как будто что-то оборвалось. Доротея, поджав губы, как мужественный солдатик, готовящийся к прыжку с парашютом, набирает телефонный номер и сообщает о том, что в это воскресенье на «Разбитом сердце» одним сердцем будет больше. Жизнь кончена и вместе с тем продолжается. Существовать – куда страшнее, чем не жить вовсе.

Красивый мир – не для каждого. Почему? Наверное, есть какая-то высшая справедливость, недоступная пониманию простого человека. Какая-то лотерея, выигрышные номера которой называет Господь. Если вам не повезло – смиритесь. Вы ничего не сможете изменить.

Фото Виктора Васильева

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.