Фестиваль как момент истины/Х Краевой фестиваль "Волшебная кулиса"

Выпуск №5-125/2010, Фестивали

Фестиваль как момент истины/Х Краевой фестиваль "Волшебная кулиса"

 

В ноябре в Перми прошел десятый фестиваль лучших спектаклей края «Волшебная кулиса», которые отбираются по двум последним сезонам.
Ежегодный фестиваль «Театральная весна в Прикамье» проходит уже шестьдесят первый год. Он включает в себя просмотр и обсуждение всех премьер всех театров Пермского края. А на «Волшебную кулису» попадают лучшие спектакли. Или, по разным причинам, – не попадают.
В этом году конкурс на фестивале был чрезвычайно высоким. Такое бывает не всегда. Две уникальных оперных премьеры в театре оперы и балета («Один день Ивана Денисовича» и «Христос»), «Калека с Инишмана» М.Макдонаха в театре «У моста», уже получивший приз за «Лучший спектакль» на фестивале «Ирбитские подмостки». Из Лысьвы и Кудымкара было отобрано по два спектакля. Уровень этих театральных коллективов настолько высок, что они успешно конкурируют с театрами Перми.
Коми-пермяцкие артисты с большим успехом показали спектакли по пьесе В.Гуркина «Саня, Ваня, с ними Римас» (режиссер Сергей Андреев) и «Уйди-уйди» Н.Коляды (режиссер Станислав Мещангин). Первый отлично показался на фестивале «Реальный театр» в Екатеринбурге, второй уже получил «Гран-При» на фестивале «Коляда-Plays». После спектакля по пьесе Гуркина прошла зрительская конференция, в которой участвовали студенты, учителя и школьники старших классов. Артисты театра признались, что на них выступления зрителей произвели ошеломляющее впечатление. Одно дело услышать профессиональный разбор критиков. И совсем другое – наивные, но искренние слова зрителей, особенно молодых.
На таких фестивалях многое становится ясным во взаимоотношениях театра и зрителя. Горячий зрительский прием спектаклей коми-пермяцкого театра или театра «У моста», сделанных «за три копейки», и довольно вялые реакции зала на дорогущем спектакле «Честный авантюрист» Театра-Театра, который весной показался мне изящным и очень игровым, заставляют задуматься. Артисты стараются изо всех сил, в спектакле много хороших актерских работ. И те зрители, которые хотят развлечься, с удовольствием смотрят спектакль, но многие уходят. Чего-то важного спектаклю не хватает: то ли актерского куража, то ли режиссерских смыслов. Но свои награды спектакль получил – за прекрасную сценографию В.Окунева и за лучшее музыкальное оформление Т.Виноградовой.
Распространенное убеждение, что зрителям нужны только комедии и они не готовы к сопереживанию и к работе души и ума, было сильно поколеблено в фестивальные дни. Гораздо острее это чувствуют те театры, которые зависят от своего зрителя напрямую. Знаменитую фразу о том, что сверхзадача спектакля – это телеграмма, посланная со сцены в зал, сегодня многими забыта. А ведь зрители всегда понимают, говорят ли с ними глаза в глаза или они тут посторонние, присутствующие на чужом празднике.
В этом году на «Волшебной кулисе» было много телеграмм, посланных залу. Единогласным было решение жюри присудить приз «За лучший спектакль» театру оперы и балета за «Один день Ивана Денисовича». В нем действительно все сошлось – и мощная режиссура (Г.Исаакян), и метафорически емкая сценография (Э.Гейдебрехт), и отличная работа всего коллектива - и солистов, и оркестра, и хора. Этот спектакль мог оказаться только гражданской акцией, но он стал художественно целостным высказыванием. Поэтому жюри решило не делить спектакли на музыкальные и драматические и не заставлять театр оперы и балета конкурировать с самим собой – критерии художественности «работают» на равных в любых жанрах.
Приз «За лучшую режиссуру» получил Сергей Федотов в спектакле «Калека с Инишмана» М.Макдонаха. Прекрасно разработанная режиссерская партитура спектакля еще раз показала, что этот театр имеет редкую авторскую природу, а Федотов лучше всех в России вскрыл стиль знаменитого ирландца. В этом спектакле жюри наградило и лучший актерский дуэт - Ирину Ушакову и Ирину Молянову (Кейт и Эйлин). Здесь же был найден и лучший молодой артист фестиваля - Василий Скиданов, тонко и умно сыгравший роль калеки Билли.
Приз за лучшую женскую роль был присужден Валентине Мещангиной за роль Людмилы в спектакле «Уйди-уйди». Роль пронзительная – в ней судьба многих русских женщин, которые обделены счастьем, отчаянно бьются с жизнью и все равно мечтают о том, чтобы когда-нибудь это счастье обрести. Мещангина играет филигранно, дерзко, строя партитуру роли от шепота до крика, от клоунады до трагедии. И в этом, конечно, не только ее заслуга, но и огромная работа режиссера Станислава Мещангина, который получил приз «За точное освоение мира драматурга».
Приз «За лучший актерский ансамбль» получил спектакль «Саня, Ваня, с ними Римас». В этом спектакле хотелось бы поименно отметить всех – Галину Кудымову, Алевтину Власову и Татьяну Томилину, подлинно и поэтично сыгравших трех деревенских женщин, сестер, переживших все – и счастье, и потерю мужей, и голод, и муки. И Ольгу Сятчихину, прекрасно сыгравшую взрослеющую девчонку. И трех артистов - Александра Федосеева, Анатолия Попова и Александра Власова, сыгравших настоящих мужчин, редко встречающийся вид на современной сцене.
Призом за «Лучшую мужскую роль» был награжден Дмитрий Бобров за роль Иуды в опере Рубинштейна «Христос». Многим это показалось странным. Но для жюри это было бесспорным решением. Иуда в исполнении Боброва - это трагический герой, благодаря тому, что интеллектуальное режиссерское решение Исаакяна имеет в качестве шлейфа и «Евангелие от Иуды», и борхесовскую новеллу «Три версии предательства Иуды». В исполнении Боброва все сошлось – и современность его актерского существования, и драматическое дарование, и прекрасный вокал, что бесспорно признали и музыкальные критики, присутствовавшие на спектакле. Спецприз жюри был присужден Валерию Платонову, дирижеру двух конкурсных спектаклей, который всегда остается вне конкурса, потому что не может состязаться с самим собой.
Лысьвенский театр, показавший спектакль «Третья смена», получил приз «За освоение языка «Новой драмы». Конечно, многие зрители испытали «культурный шок». Молодые артисты театра играют жесткий и откровенный спектакль о современных подростках, отдыхающих в лагере. А подростки в зале узнают себя и, может быть, что-то начинают понимать о жизни. В этом же спектакле приз получила Наталья Катаева за лучшую эпизодическую роль нянечки. Это тот редкий случай, когда одно появление актрисы вскрывает всю природу пьесы.
Каждый театр получил еще и по «малой кулисе», отмечавшей достоинства внутри спектаклей. Артистам, заслужившим индивидуальные «кулисы», вручили и скромное вознаграждение, а вот лучший спектакль - «Один день Ивана Денисовича» в постановке Г.Исаакяна - только честь и славу. Денег на самую главную награду в этом году нет. Это, конечно, странно, при гигантских деньгах, которые вкладывает сегодня Пермь в «новое искусство». Но бюджет фестиваля именно краевых театров весьма скромен.
Закрытие фестиваля в этом году было торжественным и праздничным. Оно совпало с празднованием 70-летнего юбилея Пермского отделения Союза театральных деятелей России. Было решено отдельно юбилей не проводить. Во-первых, председатель Пермского отделения Союза, секретарь СТД РФ Георгий Исаакян и его заместитель Софья Ляпустина считают, что юбилеи лучше всего отмечать делами. А фестиваль – это огромная часть их работы. А во-вторых, радоваться особенно нечему. Своего здания у Пермского отделения Союза так и не появилось. Когда-то здание пермской кирхи было отобрано государством и передано пермской лютеранской церкви, и с тех пор СТД ютится в разных местах. Но держится стоически и работу проводит огромную. На празднике было много поздравлений. Пермские театральные деятели получили семь почетных грамот и шесть благодарственных писем от Председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина. А самих работников Пермского СТД поздравили театры края и города. Были концертные номера, «капустник», были сказаны теплые слова руководителями театров, представителем Министерства культуры края. Но самое главное - была редкая возможность для артистов встретиться и пообщаться друг с другом. Наверное, для этого и существуют юбилеи. А семидесятилетие - это дата солидная. Столько прожить в России - не всегда и человеку удается, а уж тем более общественной организации.

Фото Юрия Чернова, Анатолия Зернина

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.