По соседству мы живем/Фестиваль спектаклей по пьесам С.Лобозерова "По соседству мы живем"

Выпуск №5-125/2010, Фестивали

По соседству мы живем/Фестиваль спектаклей по пьесам С.Лобозерова "По соседству мы живем"

 

Два столетия назад критик Белинский задался вопросом: «Любите ли Вы театр?».
Осенью 2009 года в Бурятии вопрос звучал несколько по иному: «Нравится ли Вам театр?». На сей раз речь шла о новом театральном здании в центре города Улан-Удэ. О дворце, на фронтоне которого издалека видна надпись: «Русский драматический театр им. Н.А.Бестужева». Трудно сказать, какие именно заслуги перед театром у Николая Александровича, одного из братьев-декабристов, сосланных в эти края в XIX веке, но в целом полезного сделано немало – учил местных детишек грамоте, ремеслам, просвещал. Вероятно, он и представить себе не мог, что его имя будет выбито большими буквами на едва ли не самом красивом здании города. Новый театр, насколько могу судить, гражданам определенно нравится. Молодежью осваивается новая просторная площадь, мощенная байкальским камнем, широкие марши лестниц, фонтаны.
Все местные газеты написали, что театр оснащен последними достижениями театральной техники. Телевидение показало роскошное фойе, кованые решетки лестниц, затейливое убранство амфитеатра и балконов. Камера телевидения заглянула и за кулисы, в буфеты, в зал для приема высоких гостей, в просторные и удобные актерские уборные. Самые лестные слова находили журналисты в адрес создателей витражей, каменных узоров на полах, сияющих люстр, диванов, диванчиков, картин на стенах и даже скульптур.
Открывался театр в несколько этапов. От посещения нового здания президентом страны Дмитрием Медведевым в кабинете директора осталась фотография. Затем театр посетил спикер Федерального собрания страны – Сергей Миронов, не раз побывал в театре президент Бурятии Вячеслав Наговицын. Особых поздравлений были удостоены проектировщики и строители.
В день новоселья директор театра Петр Степанов, три года не покидавший стройплощадку, смело опустился на сцену, пролетев над изумленным залом на некоем приспособлении, сооруженном для постановочных надобностей. Да и сам праздничный концерт в главной своей части представлял демонстрацию возможностей, ошеломляющих спецэффектов, лазерной и звуковой оснащенности.
На сцене установили телегу. На телеге поместили макет нового здания театра. Артисты дружно взялись за деревянные оглобли, потянули, и телега двинулась со скрипом. Трудно сказать, что обозначала эта манифестация. То ли напомнила о трудностях пройденного пути, то ли обещала не менее трудную дорогу в будущем.
А тревожиться, действительно, есть о чем. Весь этот дворец, красота его залов, фойе, буфетов, лестниц едва ли будут оставлены во владение одному лишь Русскому театру. Министерство культуры России в свое время выделяло деньги на строительство Русского театра в Бурятии, но никаких охранных грамот выдать не могло. Впрочем, быть может, это только мои опасения, и будет найден разумный выход из положения, при котором первенец профессиональной театральной культуры в республике – Русский театр, 35 лет проживший на «съемной квартире» в бесправии и бедности, – нынче не будет страдать от обретенного благополучия.
Еще не успела высохнуть краска в коридорах и фойе, едкий запах еще тревожил первых зрителей, а аплодисменты, первые и оттого особенно горячие, неслись на сцену, вдоль стен, приглушенным шумом проникали сквозь двери, которые, как водится, закрываются после третьего звонка.
Более удачного открытия первого сезона в новом здании театра, чем фестиваль «По соседству мы живем», придумать было трудно. Из Омска в Улан-Удэ пригласили театр «Галерка» с тремя спектаклями драматурга Степана Лобозерова. Первый фестиваль пьес сибирского автора замыслили как международный. Название придумали «на вырост». Проводить его будут раз в два года. Пьесы Лобозерова ставят в более чем двухстах театрах России, в Москве и Санкт-Петербурге. Ставят как комедии, трагикомедии, даже как музыкальные представления. Мысль о том, что мир его пьес будет открываться все новыми гранями, и послужила основанием к учреждению фестиваля. Несомненным плюсом первого фестиваля явилось личное присутствие на нем автора. Он смотрел спектакли, встречался со зрителями, критиками, артистами. Создавалось редкое впечатление от общей работы театра, который творит вместе со зрителем и сегодня.
У хозяев нынешнего фестиваля свои давние отношения с драматургом. Несколько десятков лет назад молодой автор принес в Театр русской драмы свою первую пьесу. Родной дом режиссера Алексея Буркова стоит в том же селе, где ныне живет Лобозеров. Люди в пьесах, казалось, давно знакомы автору и режиссеру. Но вывести их на сцену оказалось совсем не просто. Стиль и тон исполнения давался актерам с трудом. Легко было увязнуть в этнографии, скатиться в анекдот. Но театр добился успеха. Пришло признание, даже слава первооткрывателей. У себя дома и в столицах. Ныне немало театров, которые только открывают для себя драматургию сибирского автора, а в Улан-Удэ, родном гнезде, его спектакли играют совсем неплохо, но как-то с потерей волнения первооткрывателей. Самый новый спектакль по пьесе Лобозерова производит впечатление повторения пройденного.
Омичи же, напротив, играли свои спектакли с неподдельным волнением, с ощущением новизны. Текст звучал как впервые и сегодня сочиненный. Театр под руководством Владимира Витько увлекает стихия традиционного театра, которого не коснулись авангардные тенденции с их равнодушием к человеку.
Коллектив театра «Галерка» ярко выраженного семейного склада. У каждого из актеров – у Валентины Киселевой, Александра Карпова, Владимира Грачева, Светланы Бондаревой и всех других – свое место и своя роль в этом театре-семье. Театр близок Лобозерову по ощущению и пониманию жизни, чутко угадывает достоинства его драматургии – органическое чувство тетра, анекдотичность ситуации, фольклорную основу быта и особую разговорную специфику языка. Но главным образом – то особое качество, которое обеспечивает интерес многих театров к его пьесам, – обаяние простодушия. Пьесы Лобозерова – словно исчезающая планета, место обитания людей, сохранивших особый душевный настрой. Театр не смотрит на быт и своеобразие персонажей как на экзотику, это взгляд художников, которые разделяют чувства и мысли героев пьес. Они глубоко чувствуют фабулу всех пьес Лобозерова – а это всегда столкновение новой морали, нового способа жить со старым, которое испытывается на излом, сжимается от боли, от агрессивного нашествия новой реальности. Трещина от этой новизны проходит через «стол с хлебом», разводит родных, ссорит отцов с детьми, наполняет воздух обидой, непониманием, злостью, соблазнами.
Способа противостоять «новизне», которая затопила все вокруг, Лобозеров не знает.
У себя в деревне на самом берегу Байкала он строит церковь. Появились иконы. Холодно, но служба идет. Но это уже не театр. Это жизнь…

Фото Сергея Примакова

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.