"Состраданье есть уже начало любви..."

Выпуск №5-125/2010, Театральная шкатулка

"Состраданье есть уже начало любви..."

 

История постановок произведений Н.В.Гоголя на сцене Иркутского академического драматического театра им. Н.П.Охлопкова
В 1850 году в Санкт-Петербургской газете «Северная пчела» появилось сообщение об открытии в далеком сибирском губернском городе Иркутске профессионального драматического театра. Гоголь читал это издание, печатался в нем не раз, поэтому мог увидеть и это сообщение и, может быть, удивиться и порадоваться за жителей далекого города.
Просматривая старые афиши, перечитывая архивные записи, немногочисленные комментарии рецензентов того времени, понимаешь, насколько высок и требователен уже тогда был новый театр к уровню репертуара. Несомненно, сказывалось влияние демократических идей, которыми жили передовые люди того времени, а идеи эти шли от политических ссыльных, декабристов, интеллигенции, от творческих устремлений лучших актеров театра. Этим можно объяснить то, что в Иркутске в эти годы ставились замечательные образцы отечественной и зарубежной драматургии – «Женитьба» и «Ревизор» Гоголя, пьесы Островского, Сухово-Кобылина, Мольера, Шекспира, Шиллера.
Чтобы правильно оценить роль театра в жизни далекого сибирского города, нельзя ограничиться только перечнем пьес, надо представить себе тогдашних зрителей, вообразить, какие ассоциации возникали у них от того или иного спектакля, надо понять среду, помогавшую зрителю глубже и полнее осмыслить то, что он видел на сцене.
Иркутск выгодно отличался от других губернских городов наличием гимназий, библиотек, музеев и, конечно же, театра, который в нашем городе был любим всегда. Еще задолго до открытия постоянного профессионального театра побывавший в Иркутске в 1789 году известный путешественник Сиверс с огромным удивлением обнаружил в «такой далекой стране театр» и был восхищен, что он в особенности «содействует пристойному воспитанию молодежи».
Любопытно проследить неугасаемый интерес к творчеству Николая Васильевича Гоголя за всю почти 160-летнюю историю драматического театра в Иркутске. Начиная с открытия и до сегодняшнего времени пьесы великого писателя не сходили с его сцены. Например, образы бессмертной комедии Гоголя «Ревизор», поставленной в Иркутске в 1883 году, были для иркутян не просто литературными портретами. Вокруг спектакля часто разгорались споры. В местной библиотеке снимались с полки журнал «Молва» и толстые тома «Отечественных записок», отыскивались высказывания Белинского, Добролюбова о комедии. Эти спектакли помогали разбираться в явлениях жизни, произносили свой приговор над произволом и несправедливостью. Следует сказать, что и при открытии каменного здания театра в 1897 году зрители смогли увидеть любимую гоголевскую комедию «Ревизор» на сцене театра. По отзывам прессы, «актеры играли с внутренним огнем, с той искрой, которая передается зрителю и зажигает его».
Имя Гоголя возвращалось на афиши драматического театра почти ежегодно. Каждый новый сезон антрепренер, набирая труппу, учитывал, насколько подобранные актеры «расходились» по количеству и типажам относительно пьесы «Ревизор». Именно она была чрезвычайно популярна и успешна среди иркутского зрителя и шла в театре каждый новый театральный сезон. Но не меньшей популярностью пользовалась и гоголевская «Женитьба». Если обратиться к архивным документам, выясняется, что она была сыграна в Иркутске еще раньше «Ревизора», в 1853 году, вскоре после открытия театра. Тогда в Иркутск из Москвы по приглашению губернатора приехал ученик великого Щепкина, Рассказов. Он был антрепренером и артистом и играл в поставленной им «Женитьбе» роль Подколесина, «играл страх перед неизвестностью», как писал рецензент. Спектакль имел у публики большой успех.
В наши дни, 140 лет спустя, современную «Женитьбу» воплотил на сцене охлопковского театра режиссер Вячеслав Кокорин в 1993 году. Хочу заметить, что театральный сезон этого года критики назвали гоголевским. Так уж вышло. Не сговариваясь, режиссеры страны поставили такое количество спектаклей по произведениям Гоголя, что в самый раз было досрочно объявлять его год. Похоже, что абсурдность действительности, в которой мы существуем, оказалась как никогда близкой гиперболам «Мертвых душ», «Ревизора», «Женитьбы», «Записок сумасшедшего»…
В кокоринской «Женитьбе» неожиданно главный герой Подколесин оказывался ужасно похож на самого Гоголя, и не только портретно, но и чертами характера – замкнутостью, одинокостью. Народный артист РФ Виталий Венгер играл Подколесина человеком истерзанным, изможденным, усталым, боящимся что-то менять в сложившемся жизненном укладе, страшившимся будущего, оттого и сиганувшим в окно, «подальше от греха…». Народная артистка РФ Наталья Королева играла Агафью Тихоновну наивной, чистой, кроткой, не знающей, куда деваться от нахлынувшего потока напористых женихов. А что дальше? Что там, за гранью неизведанного? Этот вопрос мучил и Подколесина, сбежавшего в окно, мучил и невесту. Все боялись и страшились неизвестности завтрашнего дня. Что мог принести новый день? Наверное, в этих вопросах были прямые аналогии с тем временем. Никто не знал, как будет жить Россия дальше. Спектакль удивительным образом передавал атмосферу времени, был тонким и чувственным. И у многих на глазах блестели слезы, потому что он был о нас, о нашей жизни, о нашей стране...
Взяв любое, на выбор, произведение Гоголя, мы понимаем, что оно о нашем времени. Например, пьеса «Игроки», поставленная в Охлопковском театре в 2002 году режиссером Артуром Офенгеймом. Эту пьесу можно было прочитать как шутку о нашей жизни, в которой миром правит обман. Как и в прежние времена, отношения людей сегодня строятся на уровне афер, причем обманывают не только себе подобных, но и сирых, убогих, всех, кто сколько-нибудь зазевался. Вспомним хотя бы пресловутые финансовые пирамиды, чем не параллель гоголевских мошенников с нашими, сегодняшними.
Молодой режиссер, недавний выпускник ГИТИСа, мастерской М.Захарова, Сергей Филиппов в рамках проекта «Поддержка молодой режиссуры» осенью 2008 г. приехал в Охлопковский театр и поставил комедию «Ревизор». Поставил так, как сегодня он видит ее и чувствует, с позиции сегодняшнего дня. Поставил отважно, смело, весело и уважительно.
Осторожно, из таинственной глубины, своим подслеповатым глазом Луна обшаривала окрестности. Городок, неухоженный и неуютный, недостроенный дом, будто развалины Колизея, окна зияют пустотой глазниц, большая пустынная площадь, близлежащее кладбище с покосившимися крестами… Это «Наш господин Чичиков», сочинение на тему «Мертвых душ» режиссера Геннадия Шапошникова, еще одно прочтение Охлопковским театром великого классика, возможность прожить и пережить те чувства, которые овладевали персонажами. В ткань спектакля режиссером вплетены и юмор, и сатира, и осмеяние многих людских пороков, и карнавальное пиршество масок, а над всей этой фантасмагорией будто повисший крик боли и отчаяния: «Русь, куда несешься ты, дай ответ. Не дает ответа». И только унылый звук колокольчика летит по пыльной дороге.
Но почему так щемит сердце от всей этой бесовской жути, от бесконечного одинокого пространства, от персонажей, главных и второстепенных, прошедших только что перед нашими глазами с их муками, сомнениями, обманами, радостями, печалями, обидами, наслаждениями, убеждениями, горечью, надеждами. Со всем этим сонмом мошенников, доносчиков, палачей и жертв. Почему содрогаешься и сострадаешь им?
Спектакль «Наш господин Чичиков» из тех, что заставляют каждого заглядывать в потайные уголки души, вытаскивать наружу все, что мы прячем там подчас даже от самих себя. Гоголь в постановке Театра имени Охлопкова, вторгаясь в нашу современную жизнь, напоминает о том, что мир людей, как и прежде, несовершенен, и все мы идем по кругу, прочерченному задолго до нашего рождения. Вселенской игрой кажется жизнь, где до сих пор скупают «мертвые души», упоминание о ревизоре вселяет ужас, а мошенник, пользуясь обстоятельствами, обманывает, думая, что «счастливая карта» будет сопровождать его всегда. Время неумолимо. Оно меняет все, кроме человека – алчущего, страждущего, грешного, кающегося.
К празднованию юбилея Николая Васильевича Гоголя Иркутский академический драматический театр им. Н.Охлопкова подготовился самым основательным образом. Была составлена совместно с молодежным театральным движением «Алые паруса» большая программа, в которую вошли показы спектаклей по произведениям Гоголя, встречи со зрителями, среди которых преобладали старшеклассники и студенты, и обсуждение спектаклей, где разговор шел о творчестве Гоголя, его наследии, о режиссерских интерпретациях произведений, о гоголевских типажах, остающихся современными и актуальными до нашего времени. Программа также включала проведение театрализованной акции на улице Гоголя с участием актеров любительских театров Иркутска, где прохожим задавали вопросы по творчеству Гоголя, спрашивали о любимых произведениях, угощали «сорочинскими» варениками, раздавали «носы» и вообще веселились от души. Был проведен конкурс на лучшее сочинение по произведениям Гоголя среди школ Иркутска, виртуальная интернет-акция на сайте театра «Мой Гоголь», где участники рисовали открытки по произведениям Гоголя, писали стихи и т.д. Программа празднования 200-летия писателя рассчитана была почти на месяц.
1 апреля актеры-охлопковцы приготовили большой пирог со свечами и перед спектаклем «Наш господин Чичиков» его персонажи во главе с режиссером Геннадием Шапошниковым задули свечи, пирог разрезали и с возгласами: «С днем рождения, Николай Васильевич!» пошли играть спектакль (возможно, с его благословения, так как спектакль в этот вечер прошел, как никогда, замечательно, легко и вдохновенно).

 

Фото из архива театра

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.