Ижевск

Выпуск №2-112/2008, В России

Ижевск

Судебное следствие — этот популярный на сегодняшнем телевидении художественно-публицистический прием был использован в спектакле «Мултанское дело» Русского драматического театра. Сам спектакль приурочен к 450-летнему юбилею добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства, который отмечается в этом году в республике. Полтора часа на малой сцене театра длится заседание суда в постановке Федора Шевякова по сценарию Ирины Широбоковой.

Кстати, многие ожидали, что этот спектакль будет создан по мотивам романа удмуртского писателя Михаила Петрова «Старый Мултан», но сценарий для постановки написан с использованием других источников — сохранившихся исторических документов, очерков и писем Владимира Короленко, который принимал самое активное участие в мултанском процессе. А жанр спектакля определен как опыт исторической реконструкции, опять же в большей степени подходящий для телевизионных работ. Возможно, именно это обстоятельство сослужило хорошую службу театру: зрители, привыкшие к телевизионной эстетике, с интересом воспринимают происходящее на сцене.

История эта произошла более ста лет назад: в мае 1892 года в трех верстах от деревни Старый Мултан Малмыжского уезда Вятской губернии был найден обезглавленный труп нищего. Полицейские власти обвинили группу крестьян-удмуртов в ритуальном жертвоприношении языческим богам. Согласно официальному обвинению, нищего «напоили, подвесили пьяного и добыли из него внутренности и кровь для общей жертвы в тайном месте и, может быть, для принятия этой крови внутрь».

Дело мултанских язычников приобрело широкую огласку. Факты свидетельствовали о многочисленных нарушениях, допущенных в ходе следствия, откровенных подтасовках и фальсификациях. Многие известные деятели России, в том числе писатель Владимир Короленко и юристы Анатолий Кони и Николай Карабчевский, выступили в защиту крестьян. Трижды дело рассматривалось в разных судебных инстанциях. Первые два разбирательства закончились обвинительными приговорами, и только на третий раз суд оправдал удмуртов. Известно, что Короленко выступил на процессе в защиту подсудимых дважды, его речи, проникнутые горячей верой русского писателя в невозможность человеческого жертвоприношения в среде простого деревенского люда, произвели неизгладимое впечатление. Скандал замяли, чтобы не разжигать религиозно-националистических страстей, удмуртам компенсировали моральный ущерб «натурой» — продовольствием и скотом.

Спектакль Русского драматического театра — это реконструкция третьего судебного заседания. В мизансценах использован прием стоп-кадра, во время которого каждому персонажу — участнику процесса дается подробная характеристика. Кроме того, вполне убедительно произносит обвинительные речи товарищ прокурора Николай Раевский (Михаил Солодянкин). Самый дорогой московский адвокат Карабчевский (Олег Романов) не без гордости сообщает журналистам, что выступает на процессе бесплатно — только потому, что его об этом попросил Короленко. А Короленко (артист театра кукол Александр Мустаев) произносит проникновенные речи в защиту удмуртов. Для дачи показаний вызываются свидетели, полицейские, врач, эксперты, историки, этнографы. На авансцене — присяжные заседатели, которые в перерывах превращаются в журналистов. Председатель суда (Анатолий Лобач) призывает стороны к порядку...

В этом спектакле есть все персонажи, без которых не обходится ни одно судебное заседание. Нет только крестьян-удмуртов, обвиненных в столь страшном злодеянии. И неизвестно, как сто лет назад эти люди воспринимали предъявленные им обвинения. Крестьяне присутствуют на судебном процессе только в виде теней, созданных проектором на большом экране. На этот же экран проецируются деревенские избы конца XIX века и страницы реального мултанского дела. Дело выиграли представители защиты, крестьяне оправданы. На сцене — участники судебного заседания фотографируются на память, а на экране появляется проекция фотографии, сделанной в 1896 году после завершения того судебного процесса.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.