"Маска, я тебя знаю!" / Галина Чигасова (Москва)

Выпуск №2-222/2019, Лица

"Маска, я тебя знаю!" / Галина Чигасова (Москва)

«Галю оторвать от роли нельзя. Ее способность к подлинному перевоплощению уникальна, на грани колдовства», - говорил об актрисе основатель и первый художественный руководитель Московского драматического Театра на Перовской Кирилл Панченко. На подмостки этого театра она выходит со дня его основания. А этой осенью - в октябре 2019 года - заслуженная артистка России Галина Александровна Чигасова отметила здесь свое 60-летие.

Выпускница Казанского театрального училища, на московскую сцену она попала, сыграв ряд заметных ролей в Чувашском русском драматическом театре (Чебоксары). Однако именно здесь, в Театре на Перовской Галина Чигасова не просто выросла в яркую, заметную артистку, но создала целую галерею ярких женских образов. Более ста ролей, каждая из которых поразительно узнаваема и, одновременно, непостигаема в своей глубине и прочувствованности.

Оттолкнувшись в далеком 1987 году от стриндберговской Фрекен Жюли, она с одинаковым исследовательским азартом погружается как в классику, так и в современную драматургию. Ни одна из постановок А.Н. Островского, Д.И. Фонвизина, Н.В. Гоголя в Театре на Перовской не обходится без ярких образов, созданных ею. Среди знаковых классических героинь Галины Чигасовой - Евгения в «На бойком месте», Улита в «Лесе», Коринкина в «Без вины виноватых», Турусина в «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского, Фекла Ивановна в «Женитьбе», Анна Андреевна в «Ревизоре» Н.В. Гоголя и, конечно же, Простакова в «Недоросле» Д.И. Фонвизина. Каждая из этих ролей стала филигранной актерской работой, подтверждающей мастерство актрисы и стремление к истинному, ненаигранному перевоплощению, когда, разглядывая ее героинь, ты «узнаешь» каждую из них и, в то же самое время, поражаешься тому, как новы и неожиданны сочетания-сплетения их черт, характеристик, как лаконичны и точны актерские оценки.

Не случайно среди постановок по современной драматургии основные роли, сыгранные Галиной Александровной, лежат за пределами жанров мелодрамы или комедии. «Сказка о мертвой царевне» Н. Коляды, «Голос из ничто» Ю. Мамлеева, «Панночка» Н. Садур - каждый из этих спектаклей стал не просто результатом режиссерских творческих исканий, но и попыткой с помощью актерского инструмента вскрыть глубинную индивидуальность каждой из пьес. Галина Чигасова всегда являла собой для режиссера благодатный актерский материал: схватывая стоящую перед ней задачу, она с упоением отдается тому, что называется работой над ролью. И, филигранно наживляя на скелет смыслов изысканные актерские наблюдения-находки, придает каждой из своих героинь мощный темперамент и харизматичную остроту сценического существования.

Дерзкая, бесшабашная, импульсивная, неукротимая, расчетливая, самодовольная, растерянно-ранимая, лиричная, беззащитная, наглая, любящая, пронырливая, самодурствующая, изворотливая... ни в одном из своих образов она не стремится повторить даже самые удачные актерские находки. И, вместе с тем, в каждом из них Галина Александровна поразительно узнаваема - вероятно, в силу ее привычки в каждой из ролей искать «новую себя». При этом сама актриса говорит, что больше всего ценит в спектакле точность режиссерской мысли и, безусловно, тонкие партнерские отношения, актерский ансамбль. А в театре - возможность выходить на сцену, не почивая на лаврах.

Свой день рождения Галина Чигасова традиционно отметит на сцене - новой работой: в спектакле «Женитьба Фигаро» П. Бомарше Галина Александровна сыграет дерзкую и харизматичную, «вечно молодую» Марселину. Впрочем, в вопросах профессиональной молодости Галина Александровна тверда и категорична: она убеждена, что стоит только артисту утратить азарт от собственного выхода на сцену и решить, что свою профессию ты уже постиг, он мгновенно старится и умирает как профессионал. А это значит, что самой артистке сценического долголетия не занимать.

 

Статья в PDF

Фотогалерея