РОССИЙСКИЙ ТЕАТР: ИНФОРМАЦИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ

СВЕЖИЙ НОМЕР

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Дорогие друзья!

Вот и остались позади радостные праздники, каникулы, уже вступила в свои права даже Зеленая Змея восточного календаря, но впереди еще много праздничных дней, главным среди которых, несомненно, станет для всех 80-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Театры готовят к этой великой дате новые спектакли. И, мы надеемся, что некоторые из них увидим на фестивалях еще до мая — ведь фестивальная жизнь не останавливается ни в какое время года. Конечно, со своими спектаклями будут приглашены и театры из Белоруссии, Армении, Казахстана, Кыргызстана и других республик...

Но пока мы продолжаем жить своей привычной жизнью среди российских премьер, бенефисов, юбилеев, воспоминаний о тех, кого уже нет с нами. И всегда согревают именно надежды на то, что год принесет нам много интересного, захватывающего, заставляющего «мыслить и страдать» от встреч с Театром.

2025 год — это предшествие юбилея Союза театральных деятелей, к которому уже началась серьезная подготовка: 150 лет нашей старейшей по возрасту и молодой по энергии, силам, фантазии организации, которая для большинства ее членов давно уже стала семьей. Благодаря фестивалям, гастролям, лабораториям, мастер-классам стираются расстояния нашей огромной страны, и мы встречаемся, общаемся, обмениваемся планами, надеждами, новостями. А это — самое главное.

В январском номере вы прочитаете о российских премьерах последних месяцев прошлого, 2024 года, встретитесь с хорошо знакомыми и познакомитесь с новыми для вас деятелями театра, пусть запоздало, но поздравите тех, кто отпраздновал юбилей. А в рубрике «Мастерская» прочитаете не только о встрече в рамках VIII Фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры» с создателем Театра Олонхо Андреем Борисовым, но и о спектакле этого уникального коллектива.

Героем рубрики «Портрет театра» на этот раз стал юбиляр, Санкт-Петербургский государственный Молодежный театр на Фонтанке, отметивший свое 45-летие.

Яркая, волнующая театральная жизнь продолжается, дорогие наши друзья!


Наталья Старосельская

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

Из жизни СТД РФ

В России

Фестивали

Премьеры Москвы

Премьеры Санкт-Петербурга

Гость редакции

Лица

Мастерская

Взгляд

Перечитывая заново

Портрет театра

Мир музыки

Вспоминая

Юбилей

Скорбная весть

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Приблизилась значимая дата для отечественного искусства, культуры: 160-летний юбилей со дня рождения создателя уникального театрального музея — Алексея Александровича Бахрушина.

Сын этого замечательного человека, Юрий Алексеевич Бахрушин, оставил живые, теплые, написанные с юмором, иронией и светлым, порой грустным чувством воспоминания не только об истории своей семьи, о выдающихся представителях мировой, русской и советской культуры, с которыми ему довелось встречаться еще в детстве, а затем общаться и работать на протяжении жизни.

В центре воспоминаний — история создания Музея. Юрий Бахрушин приводит в книге множество моментов забавных, трогательных, очень важных, а порой и «проходных» о начале коллекции, заложившей фундамент ГЦТМ, известного сегодня всему миру. Начиналось всё почти с шутки, не привести которую здесь невозможно.

«Отец с малолетства увлекался театром, но мысль о создании театрального музея явилась у него не сразу. Толчок к этому дало глупое пари. Среди молодых людей, посещавших дом деда, были два представителя золотой московской молодежи братья Куприяновы. Один из них, отдавая дань возникшей тогда среди купечества моде на коллекционирование, стал собирать вещи по театру. Покупал фотокарточки актеров, подбирал красивые афишки и нарядные программки. Высшим его удовольствием было бахвалиться своей коллекцией перед приятелями. Отец обычно молча и неодобрительно выслушивал его хвастовство, которое он с детства был приучен рассматривать как порок. Однажды, будучи у Куприянова, отец не выдержал: «Чего ты хвастаешь, — заметил он хозяину, — ну что ты особенного собрал, какие-то карточки и афиши, — да я в месяц больше тебя насоберу…» Окружающие поддержали спор, и было заключено пари. Отец его выиграл — и неожиданно для себя понял свое призвание.

Датой открытия музея А.А. Бахрушин считал 29 октября 1894 года, когда он впервые показал свою коллекцию приглашенным артистам, литераторам, художникам и гостям. Позже он получил название Литературно-театрального (1913) и в том же году был передан А.А. Бахрушиным из частного владения в ведение Российской академии наук. Этот акт дарения Бахрушин объяснял просто: «Когда во мне утвердилось убеждение, что собрание мое достигло тех пределов, при которых распоряжаться его материалами единолично я не счел себя вправе, я за...

11 февраля — число, особенно памятное и дорогое для каждого, кто причастен к истории отечественного театра, будь то актерская братия или многочисленные поклонники театрального искусства. В нынешнем году 150-летие одной из величайших легенд, Василия Ивановича КАЧАЛОВА.

Выдающийся мастер, о котором еще в дореволюционной России Константин Сергеевич Станиславский говорил, что уступает Качалову в ролях чеховских персонажей, ушел из жизни в 1948 году, и сегодня мало найдется тех, кто видел его на сцене МХАТа. Но в многочисленных хроникальных сюжетах запечатлен его облик, остались радиозаписи неповторимого голоса, множество воспоминаний о человеке и артисте, мастере художественного слова, которые читаются и перечитываются.

Василия Ивановича Качалова по праву называют легендой. Многочисленная научная и мемуарная литература выразительно запечатлела, может быть, самое главное в его личности и творчестве: неустанность напряженного труда над каждой ролью, поиск соотнесения той или иной личности с временем создания конкретного спектакля, будь то пьеса или инсценировка русской или зарубежной классики. Точность воссоздания не просто человека, а характера, попавшего в определенную среду. Личности — непременно крупной, мыслящей, обладающей эмоциональным богатством и тонкими, все вокруг улавливающими чувствами.

Для молодых актеров это могло бы стать настоящей школой, возможно, началом пути к подлинной, а не сиюминутной славе.

Сегодня, 9 февраля, 60-летний юбилей отмечает заслуженный артист РФ, Секретарь Союза театральных деятелей РФ, Председатель Нижегородского регионального отделения СТД РФ Сергей Эдуардович КАБАЙЛО.

Он родился и вырос в Норильске, в 1988 году окончил Красноярский театральный институт и начал работать в Красноярском краевом театре драмы. Через год, режиссер Ефим Табачников, принявший тогда пост художественного руководителя Нижегородского государственного академического театра драмы им. М. Горького, увез артиста из Сибири в Нижний Новгород, где вот уже более 30 лет Сергей Эдуардович и служит.

В Нижегородской драме Кабайло сыграл более 40 ролей в спектаклях по Достоевскому, Шекспиру, Островскому, Уальду, Камю, Моэму... В настоящее время занят в двенадцати постановках театра.

В течение 20 лет вел программы на нижегородском телевидении, занимался постановкой телевизионных спектаклей. В 2021 году принимал активное участие в подготовке празднования 800-летия Нижнего Новгорода.

«...Что же касается серьезных психологических ролей, то Сергей Кабайло выверяет каждую из них до мельчайшей детали — от количества движений и направления жеста до длины паузы и границ голосового диапазона. При этом артист никогда не забывает о важности актерского ансамбля, чутко улавливая импровизацию и настроение партнеров по сцене».

Большой материал Катерины Золиной, посвященный Сергею Эдуардовичу Кабайло, совсем скоро читайте в нашем февральском номере.


Редакция журнала от всей души поздравляет юбиляра и желает ему творческого непокоя!


Он так давно знаменит и популярен, что, кажется, будто он был всегда, как и его фантастическое здание на бывшей площади Коммуны, нынче Суворовской. Оно по сию пору внушает воистину священный трепет, похожее снаружи и изнутри на величественный древний храм. Недаром над убранством его фойе и залов работали выдающиеся художники советской эпохи. Это уникальное многоэтажное сооружение на огромном стилобате, в плане представляющее пятиконечную звезду, покоящуюся на множестве роскошных коринфских колонн, созданное выдающимися архитекторами Каро Алабяном и Василием Симбирцевым, на десять лет моложе самого Театра Красной, с 1953 года Советской, а с 1993-го Российской Армии.

К работе над спектаклями всегда привлекались и привлекаются самые авторитетные художники, литераторы и музыканты. Ориентация на крупный формат сохранялась в театре десятки лет. На сцену одновременно могли выйти до тысячи человек, выезжали крупногабаритные машины или танки, строились многоэтажные декорации. Это отражало «ампирные» тенденции эпохи, хотя, качество пьес и зрелищ было разным.

Даже в трагические годы, с 1941-го по 1945-й, когда военная тема абсолютно преобладала, театр ставит комедии: «Ночь ошибок» О. Гольдсмита и «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира, «На всякого мудреца довольно простоты» и «Женитьбу Бальзаминова» А.Н. Островского, «Копилку» Э. Лабиша и А. Делакура, свою роль в которой позже тепло вспоминал Андрей Алексеевич Попов.

В те же годы его отец А.Д. Попов поставил другой культовый спектакль — «Давным-давно» по пьесе А. Гладкова. Все в этой комедии грело душу: блестяще стилизованные стихи, многообразная палитра музыки Тихона Хренникова, лукавство игровой интонации, упрямое желание противопоставить юмор тяготам текущей жизни.

Театр создавался, по существу, чтобы быть выездным в воинские части и гарнизоны, занимаясь одновременно профессиональной подготовкой руководителей других армейских коллективов, которые рождались при гарнизонах и Домах Красной армии. Это были ансамбли песен и плясок, передвижные театральные труппы, но к 1937 году собственные театры были уже открыты при Балтийском, Черноморском, Тихоокеанском, Северном, Дальневосточном флотах, Драматический театр Восточного военного округа в...

Не стало артиста Российского государственного академического театра драмы имени Фёдора Волкова в Ярославле Олега Валентиновича НОВИКОВА.

В 1985 году Новиков окончил Ярославское театральное училище (курс народного артиста РФ Г.Б. Дроздова). С 1985 по 1997 год — артист Николаевского художественного русского драматического театра им. В.П. Чкалова.

В 2001 году Олег Валентинович вернулся в Ярославль и был принят в труппу Первого русского. На Волковской сцене сыграл около пятидесяти ролей, в том числе Якова в «Спиритах» Л.Н. Толстого, Власа в «Волках и овцах» А.Н. Островского, Фенисо в «Дурочке» Лопе де Веги, Ганнибала в «Странной миссис Сэвидж» Дж. Патрика, Миронова в спектакле «С любимыми не расставайтесь» А. Володина и многих других.

Последней большой работой Олега Новикова стала роль отца Любы в пронзительном спектакле «Калина красная» Василия Шукшина.

С начала двухтысячных Новиков активно снимался в кино.

Редакция журнала выражает свои самые искренние соболезнования близким людям и коллегам Олега Валентиновича.

Сегодня 80 лет исполняется народному артисту РФ Максиму Исааковичу Дунаевскому!

Мы от всей души поздравляем любимого композитора и публикуем часть поздравительного очерка режиссера Марка Розовского, полную версию которого вы совсем скоро сможете прочитать в нашем январском номере.

«...Максиму повезло — в Московской консерватории он учился по классу композиции у блестящих педагогов — Кабалевского, Шнитке, Хренникова… Уже одно это о чем-то говорит!.. Конечно, генетика сделала свое дело, но студент М.Пашков (фамилия мамы) доказал уже в те годы свою незаурядность. Во-первых, надо было освоить в совершенстве рояль. Профессиональная беглость пальцев по клавиатуре столь свободна и заразительна, что ему могут позавидовать любые виртуозы фортепьянного исполнительства. Во-вторых, общая музыкальная культура благодаря педагогам и его собственному увлечению разнообразием сложнейших музыкальных форм подвигли юного Максима на сочинительство самого высокого уровня. Именно поэтому, наверное, на свой вопрос педагогу Шнитке: - Как сочинить хорошую музыку? Педагог улыбнулся ученику и ответил: - Как хочешь!!! Только став Мастером, студент М. Пашков принял фамилию отца и стал зваться — композитор Максим Дунаевский. Тут-то мы и познакомились. Он, будучи еще консерваторцем, то есть 60 с лишним лет назад (!), пришел в эстрадную Студию МГУ «Наш дом» на должность музыкального руководителя, сел за рояль и стал сразу чисто по-моцартиански сочинять, играть, петь, аккомпанировать, аранжировать, в общем, делать свое дело, которым, впрочем, он с блеском занимается по сей день».

Сегодня юбилей у народного артиста РФ Валерия Александровича Баринова!

Он просто должен был родиться Артистом с большой буквы. Его невероятный темперамент, азарт в работе, а главное — талант не просто примерить «на себя», а глубоко проникнуть в «нутро» каждого своего героя, будь он высоким или низким в своих устремлениях и поступках.

Скольких же человеческих характеров, судеб прожил этот замечательный, покоряющий артист на сценах театров, где играл в разные годы, на экранах кинотеатров и домашних телевизоров, к которым мы приникали, зная твердо одно: если Валерий Баринов занят даже в нескольких эпизодах довольно слабого по сюжету фильма или сериала, мы непременно увидим и оценим глубину характера этого персонажа. Такой магнетической, притягательной силой обладает эта уникальная личность!

Перечислять роли Валерия Александровича Баринова, начиная с дебютных в Ленинградском театре имени А.С. Пушкина (ныне — Александринского), завершая сегодняшними на сцене Московского ТЮЗа, просто невозможно. Особенно, если вспоминать работы на подмостках московских Центрального академического Театра Советской Армии, Театра имени А.С.Пушкина, Малого театра — ведь буквально каждая из них одаривала как искушенных, так и неискушенных зрителей ощущением проникновения в самую глубину характера того или иного персонажа. Каждый из них заставлял всерьез «думать, чувствовать, страдать» еще долго после окончания спектакля.

И невозможно не сказать о выдающемся таланте Валерия Баринова — мастера художественного слова. Именно так, почти забытым ныне определением, необходимо назвать этого артиста, обладающего выразительным голосом и умеющего органично соединить мысль и чувство поэта с собственными, рождая на наших глазах чудо прикосновения к нерушимой связи времен…

Дорогой Валерий Александрович! Мы от всей души поздравляем Вас с юбилеем, хотя в серьезную дату поверить невозможно — столько в Вас энергии, азарта, готовности к новым и новым достижениям, молодости души. Будьте здоровы и счастливы на радость Вашим многочисленным поклонникам, которым так дороги Ваш талант и прекрасные человеческие качества!

Мы любим Вас!

Сегодня, 11 января, исполнилось бы 80 лет народному артисту РСФСР Георгию ТАРАТОРКИНУ...


Вспоминает главный редактор журнала Наталья Старосельская:

«...Георгий Тараторкин. Само звучание его имени заставляет вернуться в 60-е годы прошлого столетия, когда не только для моих ровесников, но и для искушенных театралов он стал кумиром. Можно ли без этого «прошлого» оценить в полной мере все, что происходило позже? Каждое воспоминание о Подхалюзине в спектакле Льва Додина «Свои люди — сочтемся», о Виталике Ромадине в спектакле Зиновия Корогодского «Тебе посвящается», это не только личная судьба артиста, но и взросление его зрителей. Вместе с ним, словно раскрывающийся бутон цветка, раскрывалось и восприятие тех, кто внимал его героям.


Даже по простому перечислению ролей, которые выпали на долю Георгия Тараторкина в ТЮЗе Корогодского, можно судить о стремительном духовном росте, об интенсивном процессе накопления, что происходил в молодом совсем человеке. Гамлет, Борис Годунов, Подхалюзин, Петр Петрович Шмидт… ...Зрительный зал не просто влюблялся в Петра Петровича Ш...

10 января ушла из жизни Евгения ДОБРОВОЛЬСКАЯ, яркая, любимая многими актриса театра и кинематографа. Она была замечена и отмечена уже в первых работах, сыгранных после окончания ГИТИСа, мастерской Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова, на сцене «Современника» и студии «Современник 2», после чего талант актрисы раскрывался каждый раз глубже, объемнее в спектаклях МХТ им. А.П. Чехова. Этот театр оставался ее домом на протяжении десятилетий, за которые актриса сыграла множество главных и второстепенных ролей, мастерски интерпретируя даже небольшую роль как главную.

Среди самых запомнившихся можно назвать Марину Мнишек в «Борисе Годунове», Нину Заречную в «Чайке», Софью, а затем Лизу в «Горе от ума», Констанцию Вебер в «Амадее», Улиту в «Лесе»; Феклу Ивановну в «Женитьбе» и еще многие другие.

Кинозрители, как и ценители сериалов полюбили Евгению Добровольскую по таким работам, как Ирина Артеньева («Моозунд), Алла («На тебя уповаю»), Люба («Механическая сюита»), Марго Вауа («Королева Марго»), Анна Владимировна («Небесный суд»), Евгения Райская («Самара») и другим.

Но, наверное, у значительного числа поклонников Евгении Добровольской останется в памяти фильм «Артистка», в котором она с редкостным мастерством, проникновенностью и глубиной воплотила образ, прямо противоположный по сложившимся обстоятельствам своей судьбе – невостребованной актрисы, одинокой женщины, обреченной нести свой крест призвания и уже потерявшей веру в то, что чудо когда-нибудь сбудется. И невозможно забыть финал этого фильма: мы видим обольстительную, кокетливую, счастливую женщину в самый пик разочарования жизнью получившей вымечтанную роль королевы Гертруды в «Гамлете». Загримированная, одетая, готовая к долгожданному творческому испытанию, она сидит перед зеркалом в ожидании начала спектакля, до которого остаются считанные минуты…

Такой и останется в памяти многих Евгения Добровольская – прекрасная артистка, одна из ярчайших представительниц своего поколения.

4 декабря, можно смело сказать, весь театральный мир отмечает 85-летний юбилей Алексея Вадимовича Бартошевича, выдающегося ученого, известного театроведа, блистательного педагога, лектора, сумевшего не просто открыть для широкого читательского круга даже тех, кто не причастен к театру, мир Шекспира, а отворить дверь в сложный, противоречивый космос создателя хроник, трагедий, комедий.

Человек энциклопедических знаний, тонко чувствующий все оттенки этики и эстетики театрального искусства, Алексей Вадимович Бартошевич помог многим актерам, режиссерам, искусствоведам проникнуть в тайны творчества человека, о котором до сей поры ведется спор: был ли он на самом деле или кто-то скрывался под этим, покорившим весь мир именем? Вероятно, по той простой причине, что был и остается погружен не в вымыслы, разгадки которым все равно не найти, а в волшебную силу творчества, способного заставить любого читателя или зрителя думать, испытывать яркие чувства, сопереживать, негодовать, проливать слезы от сострадания или - от смеха над шекспировскими персонажами. Хотя хроники и трагедии Шекспира вызывают в нас значительно больше ощущения сходства эпох и характеров, чем комедии. А так ли это?..

Почти десятилетие назад Алексей Вадимович в одном из интервью дал, как представляется, исчерпывающее определение комедиям великого англичанина, которое может быть особенно полезным сегодняшнему театру: «Замечательных постановок трагедий можно насчитать гораздо больше, чем cтоль же замечательных постановок комедий. Какая-то стена стоит между нами и шекспировскими комедиями, какая-то непреодолимая дистанция между нашим миром и фантастическим, лучезарным миром комедий Шекспира, между современными людьми и этими диковинными существами, которые смотрят на нас по ту сторону разделяющей нас дистанции. Нам трудно бывает ощутить в шекспировских героях с их радостью, открытостью миру, людей, похожих на нас самих... Мы любуемся их радужными одеждами, но нам и в голову не приходит допустить, что это и есть мы сами».

Дорогой Алексей Вадимович! Спасибо Вам за то, что учите нас заглядывать глубже и пристальнее, обдумывать не наспех, чувствовать точнее! Будьте здоровы! От всей души желаем Вам удачи во всем, спектаклей, которые з...

Сегодня мы поздравляем с юбилеем Юрия Николаевича Погребничко!

Режиссер, создатель Московского театра «Около», он вложил в это слово поистине философский смысл, позволяющий воспринимать его достаточно широко и разнообразно.

О своем уникальном театре, который, по мнению многих, схож к некоей духовной общностью, он говорил в одном из давних интервью: «Наш театр – это же не какое-то сверхъявление, мы же не прилетели откуда-то. Мы из этих же галактик, из этих миров. Я думаю, каждый человек может это воспринимать. Но будет ли он это воспринимать, это другой вопрос. Собственно, искусство должно выбить человека из его роли, хотя бы на время. Тем самым оно его на это время делает человеком. То есть таким субъектом, существом, которое смотрит шире, чем ему внушили».

Эстетика Юрия Погребничко кого-то завораживает, кого-то настораживает, но никого не оставляет равнодушным. Когда-то в Театре на Таганке Погребничко ассистировал Юрию Любимову в постановке «Преступления и наказания» по Ф.М. Достоевскому, «Трех сестер» А.П. Чехова, играл в спектаклях «Послушайте!» и «Перекресток». И что-то из эстетических воззрений Любимова почти неуловимо ощущается в почерке Погребничко, хотя спектакли Юрия Николаевича по праву принадлежат вот уже много десятилетий к разряду самых оригинальных в современном театре.

Придумывая своим спектаклям необычные названия – «Я играю на танцах и похоронах» («Старший сын»), «Отчего застрелился Константин» («Чайка»), «Нужна трагическая актриса» («Лес»), «Странники и гусары» – режиссер соединяет в них нередко несоединимое, создавая таким образом некую реальность «трагического балагана», в котором, по сути, мы все обретаемся. Ненавязчиво, без какой-либо доли морализаторства, Юрий Погребничко «выбивает человека из его роли», добровольно принятой на себя или навязанной. И этим создает высокое, уникальное искусство, которое так дорого и ценимо многочисленными поклонниками юбиляра и его театра.

Дорогой Юрий Николаевич! Будьте здоровы, благополучны, мы всегда с нетерпением ждем Ваших новых работ, чувствуя себя не только ОКОЛО, но и в ВНУТРИ созданного Вами волшебного мира театра.

«С прискорбием сообщаем, что сегодня ночью скоропостижно скончался главный художник театра «Эрмитаж» Евгений Максович Добровинский, — написано на официальном сайте театра. — Каллиграф, дизайнер, педагог, коллега и друг».

После окончания Московского полиграфического института Евгений Максович жил и работал в Израиле. Преподавал каллиграфию в Высшей академической школе графического 1980-х годов работал в театре «Эрмитаж», создавая афиши к постановкам.

Евгений Добровинский — один из самых ярких и авторитетных мастеров российского графического дизайна. Cреди главных наград: Гран-при на Международной биеннале графического дизайна в Брно (1974); Серебряная медаль на Международной выставке-конкурсе искусства книги (IBA) в Лейпциге (1976); Серебряная медаль на Международной биеннале плаката в Варшаве (1978); Золотая медаль на Международной биеннале театрального плаката (Димитровоград, 1985); Гран-при на Международной музейной биеннале (Красноярск, 2001); Финалист (дважды) премии инновационного дизайна DIA (Москва, 2003). Выступал с лекциями и мастер-классами в Дзинтари (1979), Фрейбурге (1989), Стокгольме (1996), Харькове (2002). Персональные выставки в России (1978, 1987, 2001), Австрии (1988), Германии (1989,1990), Швеции (1990). Автор ряда художественных акций и перформансов.

Последнее время Евгений Максович работал над афишей к новому спектаклю Михаила Левитина «Веселая женщина»...

Редакция журнала выражает свои самые искренние соболезнования коллегам и близким людям артиста. Нам особенно горько сейчас — художник нашего журнала, Людмила Сорокина — ученица Евгения Максовича. Разделяем боль от ухода такого выдающегося человека со всеми, кому он был по-настоящему дорог...


Фото с официального сайта Театра «Эрмитаж»